Дневник экономиста: Дуумвират перед выбором


Страна столкнулась с несколькими новыми для нее социальными вызовами:

1. Высвобождение персонала.

2. Снижение зарплат.

3. Использование сбережений, накапливаемых для приобретения товаров длительного пользования или недвижимости на текущее потребление.

4. Изменение привычного потребительского поведения (отказ от приобретения уже привычных товаров и услуг, невозможность кредитоваться).

Что происходит

1. Происходит пока точечное, но значительное (до 40–50%) высвобождение персонала в следующих – сервисных – сферах:

– финансовая деятельность;

– операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление соответствующих услуг;

– оптовая и розничная торговля;

– гостиницы и рестораны.

Общая численность в этих сферах – примерно 15 млн человек. В настоящий момент кризис непосредственно затронул в форме высвобождения, по оценкам, не более 100 000–200 000 человек (в основном в сфере финансовой деятельности).

Особая ситуация в строительстве (занято более 5 млн человек): там идет сокращение управленческого аппарата (несколько десятков тысяч человек), что касается собственно рабочих, то, несмотря на сворачивание новых проектов, занимающие эти места – в основном временные трудовые мигранты – ожидают дальнейшего развития ситуации.

2. Происходит такое же точечное снижение зарплат: в упомянутых выше сервисных сферах – за счет сокращения разнообразных бонусов, премиальных и прочих надбавок, которые составляют примерно 50% зарплаты; в строительстве, металлургии, машиностроении – в виде остановки части производства и отправки значительной части рабочего персонала в административные отпуска с выплатой только части зарплаты.

Здесь необходимо напомнить о некоторых докризисных фактах:

– в августе 2008 г. статистика впервые за последние годы зафиксировала, что денежные доходы в среднем на душу населения по сравнению с предыдущим месяцем не выросли, а реальная зарплата снизилась на 0,3%;

– задолженность по выплате зарплаты в августе 2008 г. выросла на 14% (рекордный месячный показатель за последние годы) и в сентябре продолжала расти;

– стоимость минимального набора продуктов питания в сентябре 2008 г. по сравнению с декабрем 2007 г. стоила дороже на 13,1%, стоимость жилищно-коммунальных услуг возросла на 15,5%, услуги пассажирского транспорта – на 21,2%, что сильно обесценивает значение периодических индексаций пенсий, повышения зарплат бюджетникам и денежного довольствия военнослужащих.

3. Хотя, по данным на конец сентября, только 2% жителей крупных и средних городов забрали деньги из банков, а 48% не собираются этого делать, сочетание высокой инфляции, роста курса доллара по отношению к рублю, негативных известий с российских фондовых рынков и экономики в целом создает высокий шанс изменения типа потребительского поведения: население будет пытаться во что бы то ни стало «материализовать» хотя бы часть своих сбережений (кроме отложенного на черный день) в любых сколько-нибудь возможных покупках товаров длительного пользования.

4. За последние 2–3 года 41% российских домохозяйств брали кредит. Сегодня непогашенные кредиты имеют 26% российских домохозяйств (в 2006 г. непогашенные кредиты имели 20% семей), а еще 27% готовы были взять кредит в ближайшем будущем. В основном действующие кредиты были взяты на приобретение автомобилей и крупной бытовой техники. Но в последние месяцы и из-за инфляции, и в связи с нынешними трудностями произошло повышение ставок по кредитам и в целом ужесточение доступа к ним.

5. Вывод. На фоне постепенно нараставших начиная со второй половины 2007 г. негативных сигналов о динамике доходов значительных групп населения в октябре начали появляться первые признаки прямых социальных издержек кризиса:

– точечные высвобождения персонала и снижение зарплат;

– реальная угроза изменения потребительского поведения (прежде всего расходование сбережений на текущие нужды).

Вероятное развитие событий

1. По первым оценкам, если негативные тенденции (прежде всего снижение продаж) будут продолжаться, то каждый второй работодатель планирует уволить в среднем 10% персонала. Большие трудности наряду со сферами, упомянутыми выше, ожидаются в торговле.

2. Продолжится и снижение заработной платы. По пессимистическим оценкам, ее снижение (в реальном исчислении) по сферам, затронутым кризисом, может достигнуть 30%.

3. Исчерпанность значительной части сбережений, а также массовое снижение реальных доходов населения могут привести к серьезному кризису торговли (кризису сбыта).

4. Тревожит потеря перспектив роста материального благосостояния у работающих людей со средними доходами, которые раньше могли рассчитывать на кредитную поддержку вдлинную.

5. Единственная социальная группа, которая относительно благополучно может пережить ближайшие 2–3 года, – нынешние пенсионеры, которым в 2009–2010 гг. обещано значительное повышение выплат.

6. Продолжение существования повышенного инфляционного фона (свыше 10% в год) может существенно обострить накапливающийся вероятный социальный негатив.

Вывод: если сформировавшиеся в октябре негативные социальные тенденции получат дальнейшее развитие (а это очень вероятно), то уже в ближайшие месяцы страна может окунуться в полномасштабный социальный кризис, следствием которого станет нарастание общественной напряженности. Еще более обострится необходимость политического выбора правящего дуумвирата между скатыванием в открытую авторитарность и началом реализации модернизационного плана, основанного на форсированном вхождении в цивилизационное поле западного типа. Перспективы для развития событий по инерционной схеме – через затыкание дыр средствами из государственных резервов – уже исчерпаны .