Спор почти закончен

Ростовские областные депутаты 11 ноября соберутся на второе чтение закона о бюджете. Вчера участники бюджетного процесса подтвердили, что преодолели разногласия и согласовали основные параметры законопроекта

В законопроекте на 1,6 млрд руб. уменьшены запланированные поступления от налога на прибыль, сообщила вчера на пресс-конференции председатель бюджетного комитета областного законодательного собрания (ЗС) Наталья Стаценко. Однако, по словам Стаценко, в будущем году областная казна дополнительно получит 513 млн руб. безвозмездных поступлений из федерального бюджета «для выравнивания бюджетной обеспеченности». В результате доходная часть бюджета сократилась на 1,1 млрд руб.

Стаценко заявила, что снижение налоговых поступлений «происходит в связи с финансовым кризисом». Она не скрывает, что налоговая служба еще раньше предлагала уменьшить этот показатель. Но глава комитета настаивает, что «администрация посчитала его верно» и в принятом 30 сентября в первом чтении законе фигурировали корректные цифры.

Управление ФНС не было согласно с расчетами чиновников. Замначальника УФНС по Ростовской области Валентина Ласточкина в письме председателю ЗС Виктору Дерябкину (от 22 сентября, текст есть у «Ведомостей») указывала: при подготовке законопроекта завышена репрезентативная ставка (сумма налоговых поступлений/налоговая база) налога на прибыль. По данным УФНС, налоговый потенциал по налогу на прибыль в 2009 г. составит 24,2 млрд руб., в 2010 г. – 29,5 млрд руб., в 2011-м – 36 млрд руб. Это ниже прогноза областного минфина на 5,2 млрд руб. (или 17,5%), 6,9 млрд руб. (18,8%) и 8,6 млрд руб (19%) соответственно. Прогнозы темпа роста налога на прибыль в 2009 г. к 2008 г. у минфина и налоговой службы в итоге разные: 154% и 123%.

Областной министр финансов Нина Сверчкова в письме на имя управделами губернатора Людмилы Логутиной (от 25 сентября, текст есть у «Ведомостей») разъясняла, что министерство делало расчеты в соответствии с областным законом «О межбюджетных отношениях» – прогнозную ставку определяли, исходя из показателей последних трех лет: 2005–2007 гг. УФНС учитывало текущий год: за 2006–2008 гг. Чиновники утверждают, что такой расчет не корректен.

«Учитывая, что год заканчивается, при подсчете ожидаемых поступлений мы уже можем рассчитать и репрезентативную ставку [2009 г.]», – сказал «Ведомостям» сотрудник УФНС, просивший не называть его имя. По его мнению, это «отличается, но не противоречит методике минфина». «Мы также опираемся на данные о прибыли головных организаций за пределами области, а в распоряжении минфина нет этой базы», – добавляет собеседник «Ведомостей».

Обнародованные сегодня параметры бюджета – результат работы рабочей группы (чиновников и депутатов, возглавляют первый замгубернатора Иван Станиславов и первый зампред ЗС Юрий Зерщиков), которая с начала октября рассматривает поправки в бюджетный законопроект. По словам Сверчковой, окончательные цифры для второго чтения будут утверждены на ближайшем заседании группы. В приемной министра не смогли уточнить, когда оно состоится. Второе чтение закона в областном парламенте намечено на 11 ноября.

Разногласия в оценке налогового потенциала – это «рабочие моменты», говорит Сверчкова. «Все противоречия уже разрешены в рамках рабочей группы», – заверил «Ведомости» начальник областного УФНС Олег Калинкин. Поправки в сторону уменьшения бюджета якобы связаны с финансовым кризисом, однако конкретных цифр на заседании никто не приводил, говорит депутат от КПРФ, член комитета по бюджету ЗС Владимир Бессонов. «С моей точки зрения, это уступка минфина налоговой инспекции, и здесь Калинкин и Ласточкина выиграли», – добавил он.

Налоговики проанализировали основные тренды и предложили свое видение, а минфин, вероятно, захотел получить политические очки и предложил завышенные налоги, считает управляющий партнер юридической фирмы (налоговое право) «Аксюк и партнеры» Юрий Болдырев.