Художники слились с публикой

В петербургском лофт-проекте «Этажи» прошел фестиваль молодого искусства «Арт-парад», привлекший внимание милиции

Арт-парад» – своего рода сельская ярмарка, куда приезжают не покупать ложки и лапти (или смотреть работы молодых художников), а красоваться перед односельчанами (проще говоря, фотографироваться для светской хроники и искать новые знакомства).

Молодые художники имеют множество недостатков, но одно преимущество они сохраняют всегда: почти не имеют различий со своей публикой. Вчера зритель – сегодня уже художник. И наоборот. В этом смысле, если кого-то волнуют актуальные процессы современной культуры, ему прямая дорога на «Арт-парад».

Первое, что бросалось там в глаза, – это похожесть участников. Если фотография – то «кусок жизни», обязательно на красивом белом фоне, если музыка – то эдакий электрический краковяк во всех формациях, если кино – то своеобычный Гондри для бедных. Естественно, из всех этих правил были и свои исключения – но скорее в качестве special guest.

Например, гвоздем музыкальной программы был отнюдь не Робин Гатри, отец-основатель легендарной группы Cocteau Twins. На него, собственно, большая часть публики в первый день фестиваля и пришла – послушать человека, творчество которого повлияло, кажется, вообще на все группы 90-х.

Молодым художникам повезло больше, чем музыкантам, – тем более что пространство «Этажей» для выставок пригодно больше всего. Отобрать молодых фотографов поручили именитому «Фотодепартаменту», который аккуратно поставляет глянцевым журналам первоклассных сотрудников. «Фотодепартамент» подошел к выполнению поставленной задачи очень ответственно: фотографы были отобраны самые типичные и характерные. Но лучше всех на «Арт-параде» смотрелись именно художники – завсегдатаи «Этажей» и Винзавода. Чего стоит хотя бы внятная и по-хорошему патетичная инсталляция Ильи Гапонова – каравай с солонкой, в которую насыпаны стразы. Эти художники как раз и есть козырь фестиваля: молодые, талантливые, настырные, к тому же живут вместе – в сквоте.

Кроме артистической молодежи «Арт-парад» привлек внимание милиции. Ее «уазики» стояли у входа каждый день, и милиционеры периодически вылавливали из толпы тусовщиков подозрительных, на их взгляд, личностей. А подозрительным арт-личностям только это и надо. Ничто так не украшает молодого художника, как аресты, даже немотивированные.