S&P ждет негатива

Standard & Poor’s изменило прогноз рейтинга России на «негативный». Следующий шаг – снижение самого рейтинга. Moody’s и Fitch свои оценки менять не торопятся
С. Николаев

Standard & Poor’s изменило прогноз на «негативный» со «стабильного». Долгосрочные кредитные рейтинги пока остались без изменений (см. врез). Вероятность понижения рейтинга увеличивается, указывает агентство в своем сообщении. Ударить по рейтингу могут увеличивающиеся «затраты российского правительства на оказание поддержки банкам в условиях возрастающего оттока капитала», считает кредитный аналитик S&P Фрэнклин Гилл.

Вчера ЦБ сообщил, что международные резервы России с 10 по 17 октября сократились на $14,9 млрд до $515,7 млрд. С 8 августа объем резервов сократился с рекордных $597,5 млрд на 13,7% (на $81,8 млрд). За две предшествующие недели – на $15,5 млрд и на $16,7 млрд соответственно (см. график на стр. А1).

S&P подсчитало, что государство для поддержания ликвидности госбанков зарезервировало 15% ВВП. Средства фонда национального благосостояния (ФНБ) предназначены для рекапитализации пенсионной системы, указывает S&P. Сейчас используется более рискованная стратегия управления активами ФНБ. Агентство ожидает роста дефолтов в корпоративном и финансовом секторах, поскольку у должников будет разный доступ к госресурсам.

Аналитик S&P Феликс Эйгель говорит, что поводом для снижения рейтинга может стать сохранение зафиксированной тенденции – госсподдержка ликвидности будет расти при такой же динамике оттока капитала. «Горизонт действия прогноза – 1–1,5 года, – рассказывает он. – Однако ситуация развивается так динамично, что этот горизонт может сузиться». Последний раз S&P изменяло прогноз суверенных рейтингов России с «позитивного» на «стабильный» всего месяц назад – 19 сентября.

«Ситуация может осложниться в связи с быстрым ухудшением условий торговли в стране при снижении международных резервов», – указывает Гилл. Негативный прогноз также обусловлен возможностью начала движения в сторону бюджетного дефицита в 2009 г.

В свою очередь, рейтинговое агентство Fitch 22 октября выпустило доклад, в котором говорится о сравнительно слабой банковской системе России, зависимости от сырьевого сектора и тяжелого графика выплат по внешнему корпоративному долгу. По оценке Fitch, суверенный рейтинг России (BBB+) поддерживается низким уровнем госдолга (8,5% ВВП) и значительными резервами. Несмотря на ущерб, который был нанесен кризисом рынку ценных бумаг и банковскому сектору, Fitch считает, что меры российского правительства способны восстановить доверие и стабилизировать банковскую систему. При этом агентство не исключает, что дальнейшее падение цены на нефть, значительный отток капитала и политические ошибки правительства в перспективе приведут к снижению рейтинга России. Представитель Moody’s отказался от комментариев, подтвердив позитивные прогнозы рейтингов России по долгам и обязательствам в иностранной валюте.

Главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик говорит, что изменение прогноза рейтинга имело бы последствия, если бы компании активно занимали за рубежом. «Сейчас, когда доступ к кредитам из-за рубежа ограничен, последствия данного решения тоже будут ограниченными», – уверен он: рынок и так относится к ситуации в России и политике властей с чрезмерным пессимизмом.

«Российские власти должны перестать закачивать в рынок резервы, которые конвертируются в доллары и уходят за границу», – считает главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков. S&P не просто оценивает динамику резервов, а оценивает политику и реакцию российских властей на вызовы, указывает он.

Эйгель объясняет, что S&P объективно отображает макроэкономическую ситуацию, и в первую очередь дает сигнал рынку. «Влияние господдержки на бюджетные показатели сейчас трудно определить, мы будем следить за развитием ситуации», – говорит он.