Команда спасателей

Standard & Poor’s снизило прогноз рейтингов «Транснефти», «Газпрома», Газпром-банка, ВТБ. Одна из причин – возможные «поручения» от государства спасти кого-нибудь от банкротства

В пятницу S&P снизило прогноз рейтинга «Транснефти», «Газпрома», Газпромбанка и ВТБ со «стабильного» на «негативный» (сами рейтинги не изменились, см. врезку). Главная причина – снижение прогноза рейтинга России, отмечается в сообщениях S&P. Вторая – возможность снижения господдержки, которая «небезгранична», добавляет аналитик агентства Елена Ананькина. Третья – риск того, что вся четверка может быть использована правительством в условиях кризиса: банки – для поддержки реальной экономики и банковского сектора, «Газпром» и «Транснефть» – еще и других структур.

Госкомпаниям со стабильным финансовым положением, возможно, придется делать непрофильные покупки в условиях кризиса, объясняет аналитик S&P Александр Николаев, подчеркивая, что конкретных данных у агентства нет. В пример он приводит покупку «Алросой» и РЖД банка «КИТ финанс» (после этого S&P поставило их рейтинги на пересмотр с негативным прогнозом).

Но коснулось это не всех госкомпаний. У «Роснефти» прогноз рейтинга не изменился. «Газпром» всегда получал больше господдержки, что учтено в его рейтинге, объясняет Ананькина. Кроме того, он скорее будет выбран для непрофильной покупки, примеров было много – от «Газпром медиа» до Собинбанка, добавляет аналитик. Подконтрольный «Газпрому» Газэнергобанк купил 76% акций Собинбанка, а в ближайшие дни доведет долю до 100%. Газпромбанк открыл «КИТ финанс» кредитную линию с лимитом в 30 млрд руб., нарушив норматив ЦБ.

Есть ли у «Транснефти», Газпромбанка и ВТБ «поручения» купить компании, терпящие бедствие, их представители не комментируют. У «Газпрома» их нет, говорит его представитель. Правительство для спасения проблемных компаний старается использовать госкорпорации, например ВЭБ и Агентство по страхованию вкладов, отмечает чиновник аппарата правительства, но будут ли для этого задействованы названные S&P структуры, не сказал.