Костюм для среднего класса

Компания «Абрис-дизайн» и ее основатель Игорь Никифоров поставили перед собой амбициозную задачу придать российской швейной индустрии мужского костюма знаменитый итальянский шик
Личный архив

«В 2004 г. мы проводили тендер на производство одежды для персонала розничной сети, в котором с большим отрывом победил «Абрис-дизайн», – рассказывает Вячеслав Харченко, старший менеджер управления по развитию розничной сети Альфа-банка. – За это время мы переодели персонал всех московских отделений и 150 региональных. Качество нас полностью устраивает. На следующий год мы заказали более 3000 комплектов на 8 млн руб.».

После Института легкой промышленности Никифоров попросился работать в швейное объединение «Салют», руководил цехом в 200 человек. В 1991 г. ушел на пятую швейную фабрику и после ее акционирования занимал должность исполнительного директора компании «Акро», специализировавшейся на пошиве мужских костюмов. Поворотным моментом Никифоров считает 1995 год, когда компания получила от московского правительства заказ на пошив костюмов ветеранам – участникам юбилейного Парада Победы. «Акро» по продажам даже затмила «Большевичку». Но акционеры не поддержали инноваций. И я понял, что пора начинать собственный бизнес. Вложил личные сбережения – около $50 000 и в 1997 г. создал «Абрис-дизайн», – рассказывает предприниматель.

Помогли парады

Заказы принимали работники «Абриса», а отшивали их в «Акро», где Никифоров продолжал работать. Так вначале можно было минимизировать затраты на производство. По словам Никифорова, несколько первых лет вся прибыль инвестировалась в развитие. Но когда в 2000 г. «Абрис-дизайн» выиграл тендер на пошив костюмов для очередного юбилейного Парада Победы, Никифоров понял, что пришло время создавать собственное производство. Оборудование с разорившихся советских фабрик стоило недорого – уложились в $45 000. Результат себя оправдал. Три с половиной тысячи ветеранских костюмов отшили по индивидуальным меркам. «Заказ позволил нам отработать технологию реализации больших корпоративных заказов в кратчайшие сроки, – вспоминает Никифоров. – Потом было еще несколько больших госзаказов, а за ними подтянулись и крупные корпоративные клиенты».

«Мужской костюм – сложнейшее изделие, построенное на тонкостях. Девять из 10 мужчин в костюме одеты неправильно», – уверяет Никифоров. «Наша технология пошива на стыке промышленного производства с использованием секретов «от кутюр» позволяет держать себестоимость готового костюма на невысоком уровне. Сейчас цена заказа стартует от 10 000 руб. и зависит от выбранной клиентом ткани», – делится директор «Абриса».

Юрий Коростылев, руководитель департамента финансов правительства Москвы, одевается в «Абрис-дизайне» пять лет и говорит, что ни разу не усомнился в выборе. «Я не гонюсь за брендом – мне важно, чтоб костюм был удобен и красив, отвечал моде и учитывал мои пожелания, а в «Абрисе» к моим капризам прислушиваются» .

Курс на доступность

В первом полугодии 2008 г. оборот «Абрис-дизайн» составил 20 млн руб., прибыль – 2,5 млн руб., что оказалось на 7% выше результатов 2007 г. Закупили новейшее оборудование, пригласили итальянского закройщика из дома Brioni и задумали открыть в столице сеть салонов по заказу индивидуальных костюмов, доступных среднему классу, в среднем по цене около 1000 евро.

«Индивидуальный пошив не может стоить дешевле 3000–4000 евро, – удивляется Ферутдин Закиров, владелец бутика Europe Exclusive. – Я слышал, что опыт переноса индустриальных технологий в производство штучных костюмов есть в России, но результатов не видел. Пока, кроме европейцев, научились шить японцы, они очень упертые, и им удалось перенять у итальянцев мастерство. Но на обучение надо не меньше 10–15 лет».

«В Гонконге за три-четыре дня могут сшить качественный костюм с учетом всех пожеланий. Если в Москве появится салон, предлагающий адекватные услуги, это могло бы быть интересно», – признается генеральный директор Московского ювелирного завода Денис Адамский.

По словам Никифорова, переоборудование производства обошлось в 5 млн руб.: «До середины 2009 г. мы планировали открыть пять точек, но в планы вмешался кризис. Есть вероятность, что инвестиционная программа несколько затормозит. Хотя средства на развитие есть. Но в кризис люди меньше тратятся на одежду».

«Made-to-measure (персонализированный заказ с одной примеркой) предлагают многие известные мужские бренды (от Brioni до Kiton). Это очень небольшой по оборотам бизнес – премиальный рынок. На нем важен авторитет бренда. Так что, на мой взгляд, это малоперспективный бизнес», – говорит Ануш Гаспарян, коммерческий директор Fashion Consalting Group.

«Количество заказов разное в зависимости от сезона и стабильности на рынке. Но бизнес, по нашему мнению, перспективный и интересный», – уверяют в московской швейной компании Grande e Piccolo.

В петербургском «Буржуине», который в следующем году готовится выйти на московский рынок, количество заказов за девять месяцев 2008 г. увеличилось на 80%, и половина – повторные обращения. «По нашей статистике, три четверти мужчин не могут подобрать подходящий готовый костюм, даже известных западных брендов», – говорит директор «Буржуина» Евгений Качаев.

«Если проект с салонами придется притормозить из-за кризиса, я уверен, мы реализуем его годом позже, – говорит Никифоров. – В первые полтора-два года, по нашим расчетам, число заказов будет колебаться в пределах 500 костюмов на все пять точек – в этом случае мы выйдем на самоокупаемость за 15–18 месяцев, при менее благоприятном исходе на возврат инвестиций уйдет два года».