Кризисное похмелье

Компания Recolte, продавец самой дорогой водки в России, меняет стратегию. В сложные для экономики времена она вместо водки ценой более 1000 руб. за 1 л планирует производить дешевую «Антикризисную»
С.Портер

Recolte

торговая компания. Создана в 2007 г. бывшим директором московского завода «Кристалл» Александром Тимофеевым. Реализует алкоголь российского и иностранного производства. Ожидаемый оборот в 2008 г. – $350–400 млн. Управляется компанией «Тренд».

Компания Recolte заморозила планы производства премиальной водки и отказалась от инвестирования собственных средств в рекламу дорогих иностранных сортов: американской Yes! стоимостью 750 руб. за 1 л и Trump, произведенной в Нидерландах по лицензии миллиардера Дональда Трампа, рассказала пресс-секретарь Recolte Марина Черепанова. Последний напиток, появившийся в России год назад, продавался в рознице по 6000 руб. за обычную бутылку и более чем 10 000 руб. за сосуд, покрытый 24-каратным золотом.

В Recolte перешли на режим работы, предусматривающий развитие рынка по кризисному сценарию, объясняет Черепанова. «Премиальную водку еще будут покупать перед новогодними праздниками, но с января спрос на нее, по нашим прогнозам, пойдет на убыль. Мы ожидаем, что в 2009 г. будет расти лишь потребление недорогой водки», – продолжает она.

Recolte надеется заработать на новой тенденции, начав в 2009 г. производство водки ценой менее 100 руб. за 0,5 л, сейчас компания регистрирует для этого несколько новых марок, говорит Черепанова. Например, в конце октября в Роспатент она подала заявку на марку «Антикризисная».

Во время кризиса люди перейдут с водки среднего сегмента по 130–150 руб. за 0,5 л на напитки ценой около 100 руб. за бутылку, соглашается Вадим Дробиз, директор Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА). «Качество водки в этих сегментах одинаково, поэтому никто не захочет переплачивать за бренд», – говорит он. Средний сегмент был самым быстрорастущим: за последние четыре года его объем увеличился в 4 раза до 52 млн дал, но из-за кризиса рост сменится сокращением, уверен аналитик. Сейчас на долю легальной водки дешевле 100 руб. за 0,5 л приходится 41% рынка, еще 31% занимает дешевая нелегальная водка, а доля водки дороже 100 руб. – 28%, оценивает ЦИФРРА.

Конкуренты Recolte предполагают, что покупатели могут перейти к более дешевым напиткам, но сами выпускать водку экономкласса пока не планируют. Сергей Зивенко, президент ТПГ «Кристалл», напротив, обещает поднять розничную цену на «Гжелку» со 115 до 140 руб. за 0,5 л. «Кризис не настолько глобальный [чтобы изменить структуру потребления], да и конкурировать с полулегальными водочными заводами, делающими дешевую водку, мы не в состоянии», – объясняет он. Гендиректор «Парламент групп» Сергей Куприянов считает, что скоро сократится потребление как самой дорогой, так и самой дешевой водки. Это позволит выиграть его компании, производящей в основном водку среднего сегмента (от 135 руб. за бутылку), надеется он. А «Синергия», выпускающая водку всех ценовых сегментов, не будет снижать маркетинговую активность и менять производственные планы на 2009 г., но, возможно, рекламный бюджет будет перераспределен между брендами, говорит председатель правления компании «Синергия» Александр Мечетин. Правда, это произойдет только после того, как станет понятно, куда движется рынок. Пока это не ясно, признает он.