ОПЕК не помогла

Нефть Urals прошла очередной минимум – она стоит дешевле $60 за баррель. Единственное, что сейчас может спасти российских нефтяников, – двукратное сокращение экспортной пошлины, предупреждают эксперты
AP

С 1 ноября члены ОПЕК должны сократить добычу на 1,5 млн баррелей в день. Таков вердикт пятничного экстренного заседания картеля. И это самое серьезное единовременное сокращение за последние восемь лет (общая добыча членов ОПЕК в сентябре – 32,16 млн баррелей в день, текущий лимит – 28,8 млн баррелей). До конца года квоты картеля будут еще меньше: сокращение добычи достигнет 1,8 млн баррелей в сутки, заявил президент ОПЕК и министр нефти Алжира Шакиб Хелиль. Правда, члены картеля не всегда выполняют обязательства. Но на сей раз сокращения будут реальными, пообещал Хелиль.

Сразу после заявления картеля нефтяные котировки рухнули на 7%. К закрытию декабрьские фьючерсы на WTI подешевели на 4,9% (до $64,6 за баррель). Спотовая цена Brent снизилась на 6,87% – до $60,97. При этом в субботу ночью были электронные торги и по цене ниже $60. А цена Urals опустилась ниже $60 еще с утра, и торги закрылись на отметке $59,72 (-7,01% к четвергу). Рухнули и котировки российских нефтегазовых компаний (см. статью на стр. А1).

Решения ОПЕК уже 20 лет не поддерживают реальную цену нефти, отмечает аналитик Unicredit Aton Павел Сорокин. Перед встречей ОПЕК нефть дорожала, а в пятницу инвесторы начали быстро продавать нефтяные бумаги, чтобы зафиксировать прибыль, продолжает президент Strategic Energy & Economic Research Майкл Линч. Сыграло роль и укрепление доллара, а также обвал азиатских индексов.

Будущие прогнозы по цене на нефть не обнадеживают. До конца года – около $60 за баррель, считает Линч. Зимой цены могут немного подрасти и колебаться на уровне $70, но в среднем по 2009 г. роста не будет, а к концу следующего года нефть будет стоить около $50 за баррель, добавляет Адам Сименски из Deutsche Bank.

Представители «Роснефти» и «Лукойла» от прогнозов отказываются. «Безубыточна» для «Роснефти» цена $60–70 за баррель, «ближе к $70», говорит сотрудник НК.

И экспорт, и внутренние продажи сейчас убыточны для российских нефтяников, не раз говорили менеджеры нефтекомпаний. Подтверждают это и эксперты. Экспортные контракты привязаны к цене Brent – со скидкой в $3–7 за баррель, отмечает Сорокин (на Urals ориентируется бюджет, см. врез). А при нынешнем уровне налогов и сборов международные продажи – это минимум $34 убытка с каждой тонны без учета транспорта, добавляет эксперт.

Правда, решить проблему очень просто – принять предложение Минэнерго о двухнедельном мониторинге цен для расчета пошлин (такой же срок предлагается и для пересмотра ставок), оговаривается Сорокин. Тогда уже в декабре пошлина будет вдвое ниже сегодняшней – $180–190 за тонну. И даже при цене Brent в $50 за баррель нефтяники смогут зарабатывать на экспорте по $74,5 с каждой тонны, посчитал аналитик.

В ожидании новых пошлин замерли и внутренние торги на нефть. Этот вопрос будет решен в ближайшее время, пообещал недавно вице-премьер Игорь Сечин.