Сгоревшая путевка

Российские туроператоры признают, что спрос на их услуги уже падает. Но банкротства, считают они, начнутся только после Нового года

Сегодня спрос упал примерно на 15%, говорит Дмитрий Горин, гендиректор «РЖД-тур». «Отток идет главным образом на дорогих направлениях – экзотика и горные лыжи. Снижение составляет 25%», – признает Александр Арутюнов, президент ВАО «Интурист». «Снижение стало заметно около двух недель назад, пока оно незначительное: не более 10%», – указывает Михаил Мусинянц, гендиректор компании «Эрцог», специализирующейся на зимних видах туризма. «В последние две недели продажи на ближайшие даты и на Новый год упали на 30–40%, причем не только в России: у европейских фирм те же проблемы», – добавляет Владимир Воробьев, президент «Натали турс».

У «Натали турс» убытки пока отсутствуют, утверждает Воробьев: сезон еще не наступил и компании удалось без штрафов скорректировать полетные и гостиничные планы. «У нас есть финансовые потери по авиабилетам и гарантированным местам в отелях, которые приобретались заранее на собственные средства компании», – признает гендиректор турфирмы «Нева» Максим Пирогов; размер убытков он не раскрывает.

Компании формируют сезон минимум за полгода, примерно половина туров продается по заранее выкупленным блокам мест у авиакомпаний и гостиниц, другая половина – под запрос. По словам Арутюнова, предоплата составляет примерно 15–20% от выручки компании.

Гендиректор турфирмы «Роза ветров Нижний Новгород» Мария Свиридова утверждает, что для туристического бизнеса финансовый кризис наступил вообще в мае, когда начало дорожать горючее. Лето было провальным, потому что авиаперелет составляет от 25 до 50% стоимости многих туров экономкласса, объясняет Свиридова.

Бояться нужно не сегодняшнего снижения спроса, а весны, считает Горин: «Те, кто запланировал новогодний отдых, поедут даже в кризис – отдохнуть как в последний раз», – надеется он. А вот после Нового года туристический рынок накроет кризис – «глубины продаж на этот период практически нет», объясняет Горин.

Обычно спад турпотока после Нового года турфирмы компенсируют за счет корпоративных клиентов, но в этот раз так вряд ли получится: корпорации начали резать расходы на персонал. «Выездной корпоратив заморозят до лучших времен, мы ожидаем снижения спроса на event-услуги не менее чем на 80%», – указывает Сергей Моисеев, президент «Маркет груп».

Затраты на зарубежные и российские поездки сотрудников «Вымпелкома» с 2009 г. будут сокращаться, подтверждает пресс-секретарь компании Екатерина Осадчая. Корпоративные поездки относятся к непрофильным расходам, на них компания будет экономить в первую очередь, говорит Надежда Сенюк, директор по связям с общественностью «Техносилы». Сотрудник Danone утверждает, что решение сократить число зарубежных выездов сотрудников компании (в том числе на семинары и конференции) уже принято; пресс-служба Danone не смогла это прокомментировать. «Мы отказались от нескольких заграничных поездок», – говорит гендиректор «Нижфарма» Дмитрий Ефимов. По словам гендиректора торговой сети «Эксперт» Кирилла Новикова, компания отменила новогоднюю поездку сотрудников во Вьетнам.

Участники туристического рынка ждут банкротств. «Думаю, после 20-х чисел января начнутся разорения компаний. Некоторые туроператоры не один год работают в минус, однако за счет наращивания оборотов им удавалось оставаться на плаву. При сильном снижении турпотока покрыть убытки будет невозможно», – рассуждает Воробьев из «Натали турс» (компании, естественно, он называть отказывается).

Экзотические, дорогие направления умрут, прогнозирует Арутюнов из «Интуриста». «Наступает звездный час для направлений не дороже $1000 – Турция, Египет, Болгария, Тунис, причем будет отток из пятизвездочных отелей в трех-, четырехзвездочные», – считает он. Туристам следует опасаться демпинговых цен, предупреждает Арутюнов: «Возможно, это последние деньги, которые недобросовестные операторы соберут с клиентов, перед тем как исчезнуть».