Симон де Пюри о пользе кризиса
Глава аукционного дома Phillips de Pury не видит угрозы рынку искусства. Возможно, его спокойствие внешнее, возможно – результат опытаНакануне этого интервью Симон де Пюри провел в Москве благотворительный аукцион в Оружейной палате Кремля. Естественно и вежливо было начать разговор с вопроса о результате торгов.
– Господин де Пюри, как прошел аукцион, как продали топ-лот – картину Ильи Кабакова?
– Кабаков был частной продажей, его картина не участвовала в аукционе, другие 11 работ ушли очень хорошо. Выручка пойдет в благотворительный фонд «Подари жизнь», 50% процентов стоимости уйдет художникам, 50% – в фонд.
– Кабаков выбран потому, что его ретроспектива только что закончилась?
– Я очень ценю Кабакова. Еще 20 лет назад, когда я проводил в Москве аукцион Sotheby’s, его работы произвели на меня впечатление, я был тогда в его мастерской. Сегодня у него потрясающая карьера, он делает выставки во многих музеях мира, и мы очень гордимся, что на наших аукционах был установлен мировой рекорд продаж его работ. В прошлом году мы продали его работу за $4 млн, а в этом году цена дошла до $6 млн. Мне очень понравилась его выставка в гараже Мельникова, там все пространство было как одна работа.
– Вы специализируетесь на современном искусстве. Во время кризиса это самый уязвимый сегмент рынка – проще говоря, если Пикассо всегда в цене, то с Кабаковым будет сложнее.
– Я верю, что Кабаков будет очень востребованным художником и в последующие годы. На мой взгляд, лучшие современные русские художники недостаточно оценены рынком, если сравнивать их с американскими и европейскими. Даже если на рынке будет спад, то лучшие русские художники от этого только выиграют, они наберут за это время силы для роста.
– Российский арт-рынок очень молод. Как он поведет себя в кризисной ситуации?
– Рынок искусства цикличен. Когда на нем начинается спад, то снижения цен не происходит, просто появляется меньше очень хороших и очень дорогих вещей. Но для многих коллекционеров наступает лучший момент для покупки, я знаю фантастические коллекции, созданные именно в 90-е гг., когда ситуация была подобна сегодняшней.
– Цены на искусство падают не так резко, как на акции, но когда экономическая ситуация стабилизируется, то цены на искусство не спешат расти.
– Статистическое изучение художественного рынка показывает, что с 50-х гг. рынок постепенно растет, но в этом росте есть периоды некоторого спада и есть небольшая задержка по сравнению с тем, что происходит на финансовом рынке.
– Но как молодому художнику пережить падение цен на его работы, что неизбежно?
– Конкуренция может помочь в создании хороших вещей. Смотреть, как художники справляются с успехом, интересно, но также любопытно наблюдать за ними в неблагоприятные времена. И побеждают как раз те, кто на экономическую ситуацию внимания не обращает, а занимается своим искусством.
– Ваши ближайшие планы связаны с русскими художниками?
– Мы занимаемся искусством глобально и, конечно, заинтересованы в лучших русских художниках. Мы недавно заключили стратегическое партнерство с Mercury Group, имея в виду две цели: укрепить наше положение на международном рынке и укрепить наше присутствие в России.
– Есть ли у вас личные пристрастия среди наших художников, кроме Кабакова?
– В поколении Кабакова я очень ценю Эрика Булатова, Олега Васильева. Среди художников, появившихся в 90-х, – Олега Кулика. Он мне нравится сам и интересно его влияние на молодых. Его можно сравнить с влиянием Дэмиана Херста на молодое поколение британских художников. Из новых – Кирилл Челушкин.
– Олег Кулик действительно заразительно действует на художников, но боюсь, что он вряд ли будет стоить, как Херст.
– Его еще недостаточно знают в мире, я уверен, что со временем цены на его работы вырастут.