Для отелей не сезон

Инвесторы могут заинтересоваться сегментом 2–3-звездочных гостиниц. Такой вариант, как результат кризиса, вполне возможен, утверждают эксперты. Пока же строительство новых отелей откладывается на потом

По словам Андрея Канорского, гендиректора УК Avant Group, благодаря низким затратам на оплату труда и росту цен размещения официальная рентабельность московских гостиниц в 2007 г. достигала 15%. За 7–9 лет окупается хороший проект, говорит Михаил Фельдман, коммерческий директор Azimut Hotels Company.

Дэвид Джэнкинс из DTZ уточняет, что в последние 3–4 года вложения в гостиницы возвращались за 4–5 лет, но «конкуренция возросла, путешественники становятся более чувствительными к цене», что не позволяет повышать цены на номера так, как хотелось бы инвесторам. По оценке Марины Харламовой из GVA Sawyer, сейчас сроки окупаемости отелей составляют 5–7 лет для категории «4–5 звезд» и 6–10 лет для уровня «3 звезды».

Перспективы рынка

По данным комитета по туризму Москвы, за первое полугодие 2008 г. столицу посетили 1,941 млн зарубежных гостей, что на 18% больше по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. К концу этого года власти предполагают «выйти на цифру в 4,5 млн туристов», сообщили в комитете по туризму.

Отельных проектов в Москве заявлено немало. Но их будут откладывать на потом в первую очередь, считает Марина Усенко из Jones Lang LaSalle. Например, недавно гендиректор УК «Росинвестотель» Кирилл Иртюга заявил, что компания предполагает заморозить 11 из 15 текущих проектов. Azimut Hotels Company к 2010 г. планирует открыть первую гостиницу в Москве в деловом квартале «Даниловская мануфактура 1867», но говорить о дальнейших планах не хочет, предпочитая подождать с новыми приобретениями до стабилизации рынка, сообщил Фельдман.

Сейчас «компании сокращают бюджеты на командировки», – говорит директор отдела продаж и маркетинга отеля «Хилтон Москоу Ленинградская» Любовь Апреликова. По данным Colliers International, средняя цена продажи номера (ADR) на конец III квартала составляла 9409 руб., 3780 руб. и 1537 руб. в верхнем, среднем и нижнем сегментах соответственно.

Олеся Парпара из Colliers International предполагает, что часть клиентов отелей среднего сегмента предпочтут более дешевые варианты. Жиль Пелисье из Accor в интервью «Ведомостям» предположил, что гости, раньше останавливавшиеся в гостиницах «3–4 звезды», будут селиться в 2–3-звездочных.

По данным Олеси Парпара, в среднем сегменте загрузка в настоящее время сократилась до уровня 69,8% (минус 2,6 пункта по сравнению с январем – июнем 2007 г.), ADR вырос на 18,3%. По словам Усенко, в сентябре загрузка отелей «верхнего эшелона» упала на 5–6% с 72% до 68%, но «это не катастрофа», считает эксперт: после 1998 г. московские отели были заполнены на 20–30%. Однако некоторые отельеры начинают нервничать – организаторы крупных бизнес-мероприятий готовятся переносить их с 2009 на 2010 г.

Стимулы инвесторов

Привлекательность отельного бизнеса выросла, когда власти города заявили об ограничении офисного строительства в центре, рекомендуя застройщикам включать гостиничную составляющую в состав многофункциональных комплексов. Сейчас нормативная стоимость земли для строительства гостиниц ниже, нежели под застройку, скажем, торгцентрами. В ЦАО, например, разброс нормативной кадастровой стоимости на участки составляет от 18 130 руб. до 60 698 руб. за 1 кв. м.

Но поскольку большинство пригодных для строительства отелей площадок в центре Москвы уже заняты офисами, то инвесторам поневоле приходится выбирать площадки между ТТК и МКАД, говорит Фельдман. «Здесь можно строить 2–3-звездочные отели, в условиях кризиса инвестиции будут смещаться в этот сегмент», – отмечает эксперт. Москве нужны отели уровня «3 звезды» с недорогой, но качественной отделкой, небольшими, но комфортными номерами и приветливым персоналом», – говорит Харламова. По словам Канорского, их можно создавать на базе огромного числа нуждающихся в реконструкции бывших советских гостиниц.