Потребители экономят на табаке

Представители табачной отрасли считают, что кризис ударит и по ним: потребители начнут экономить на сигаретах

Табачным компаниям в будущем году придется пережить спад в сегменте дорогих сигарет, предупреждает Пьер де Лябушер, глава Japan Tobacco International (JTI), международного подразделения третьего по величине игрока отрасли.

«Я не ясновидящий, но, по-моему, понятно, что покупательная способность снизится, – сказал он в интервью FT. – Наша отрасль очень живучая, но и она не застрахована [от кризиса]». Это первое интервью де Лябушера с того момента, как в апреле прошлого года JTI купила британскую Gallaher за $11,9 млрд.

По его мнению, в целом по отрасли в будущем году значительного спада не произойдет, но на развитых рынках часть потребителей перейдет на более дешевые марки, а на развивающихся меньше курильщиков захотят переходить на более дорогие сигареты, чем они курят сейчас.

В отличие от других секторов потребительского рынка, которые ощутили на себе недавно возникшую экономность потребителей, JTI, по словам де Лябушера, пока не заметила падения спроса на свой продукт.

Но его заявления могут еще больше обеспокоить инвесторов в табачные компании. В том же духе выступил недавно генеральный директор British American Tobacco Пол Эдамс.

Раньше табачники неплохо переживали спады – из-за кризисов люди не бросают курить. Но сейчас продажи сигарет в развитых странах падают. Задача производителей – пытаться продвигать дорогие марки на развивающихся рынках, но в условиях, когда люди склонны экономить, она может стать невыполнимой.

Впрочем, по мнению некоторых аналитиков, благодаря консолидации в секторе в последние годы табачники стали более гибкими – они способны предлагать широкий ассортимент в большем числе стран.

Российский табачный рынок, как и мировой, не зависит от кризиса напрямую, говорит представитель крупной табачной компании, работающей на нашем рынке. Зависит он в основном от динамики потребительского спроса: если доходы населения будут падать, продажи дешевых сигарет вырастут в ущерб дорогим. Сегодня, несмотря на кризис, тенденция противоположная – сегмент дешевых сигарет сокращается. По данным «Nielsen Россия», лидеры рынка – BAT, Imperial Tabacco (включая Altadis), JTI (включая Gallaher), Philip Morris, на них приходится более 90% рынка в натуральном выражении.