Сблизить расстояния

Высший арбитражный суд может запретить РЖД выставлять счета за перевозку груза на большее расстояние, чем он проехал

Сегодня президиум ВАС рассмотрит спор Афипского нефтеперерабатывающего завода (АНПЗ) с «Российскими железными дорогами» (РЖД) за 5,9 млн руб. По мнению АНПЗ, РЖД вынуждала его заключать договор, в котором тариф на доставку грузов по ветке Энем – Кривенковская (Краснодарский край) рассчитывался исходя из расстояния в 456 км, хотя фактическое расстояние – 142 км. С сентября 2004 по март 2006 г. РЖД использовала меньшее расстояние, а потом перешла на применение большего. Расстояние рассчитано по тарифному руководству РЖД, перевозчик подписался под договором, объясняет представитель РЖД: монополия должна доставить груз в срок, а маршрут вправе выбирать сама.

Суды трех инстанций отказали АНПЗ, но тройка судей ВАС в определении о передаче дела в президиум поддержала клиента РЖД. Тарифы на услуги перевозок и минимальные расстояния регулируются государством, указала тройка, и РЖД в договорах с контрагентами не вправе их менять: пленум ВАС в 2005 г. постановил, что плата за перевозку грузов взимается исходя из фактически пройденного расстояния.

Всего АНПЗ к «Северо-Кавказской железной дороге» подано исков на 80 млн руб., говорится на сайтах Высшего арбитражного суда и суда Ростовской области.

С такой же политикой столкнулся и Новолипецкий меткомбинат (НЛМК), который подал три иска к «Юго-Восточной железной дороге» о возмещении 15,25 млн руб. (информация с сайта арбитражного суда Воронежской области). Перевозка его грузов рассчитывалась из расстояния в 1301 км (фактическое – 1192 км). НЛМК проиграл дело в трех инстанциях, знает юрист, консультировавший одного из клиентов РЖД, но если президиум ВАС поддержит АНПЗ, то и дела НЛМК будут пересмотрены. По словам собеседника «Ведомостей», проблема в непубликации Росжелдором приказа, по которому ставка должна рассчитываться из меньшего расстояния. Минюст отказывается публиковать приказ из-за его технического характера, поэтому РЖД считает его рекомендательным, замечает юрист.

Представители En+ (материнская компания АНПЗ) и НЛМК не смогли прокомментировать претензии к РЖД.