Запрограммированный туризм

Рынок делового туризма Новосибирска растет на 30% в год. Каждый месяц город выставляет на торги хотя бы одну площадку под гостиницы

В 2006 г. была принята целевая программа «Новосибирск – центр туризма», но, как говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты, она до сих пор не работает в полную силу. «Нам бы хотелось, чтобы в мэрии был хотя бы один человек, к которому можно обратиться с гостиничными проблемами, но никого нет», – сетует гендиректор «Полярной звезды» Людмила Романова.

Пути для инвесторов

Но городские власти признают дефицит гостиниц и предоставляют для их строительства «лучшие участки в городе», говорит Павел Князев, гендиректор ОАО «Гостиница «Новосибирск». С ним согласен президент Ассоциации инвесторов и строителей Новосибирска Константин Боков, который утверждает, что «мэрия видит гостиничное строительство среди своих приоритетов».

Почти каждый месяц департамент имущества выставляет на торги хотя бы одну площадку под строительство гостиницы. Например, в августе ООО «Томь-Н» стало собственником 0,76 га земли в Ленинском районе: мэрия продала участок более чем за 5,7 млн руб. На 28 октября назначен аукцион по продаже участка 0,21 га в Октябрьском районе – тоже под гостиницу. Здесь стартовый ценник – 4,57 млн руб., аукционный шаг – 200 000 руб. На 13 ноября назначены торги, на которых под строительство гостиницы будет предложено почти 0,6 га на ул. Сибиряков-гвардейцев в Кировском районе. Как заявлено на официальном сайте мэрии, рыночная стоимость земли – 7 891 000 руб.; задаток – 4 млн руб.; шаг аукциона – 350 000 руб.

Торги, говорит Боков, не единственный путь получения участка: юридическое или физлицо могут подать заявку на имя мэра. Еще один способ – приобретение земли на вторичном рынке. По данным RID Analytics, сейчас цены на участки колеблются от 1 млн до 200 млн руб. и более за 1 га.

Но Александр Назаров, гендиректор риэлторской компании «Брокерком», говорит, что хороших площадок под гостиницы очень мало. «Отельеры предпочтут центр, чтобы рядом были рестораны, театры, офисы и т. п. Однако город уже разобран по кусочкам», – отмечает он. Остается, по его словам, или покупать недострой для реконструкции, или довольствоваться наличествующими «клочками земли» под новое строительство.

В отдаленных районах города или в его пригородах дефицит участков не так остр. Но строить здесь, по мнению Татьяны Аржаевой, маркетолога ГК «Обь-регион», можно, только «если удастся привлечь известного оператора»: тогда клиенты будут мириться с неудобствами месторасположения отеля.

Бронь за несколько лет

Объем делового туризма в Новосибирске оценить сложно (нет надежной статистики), но косвенные признаки говорят о росте рынка на 30% в течение двух последних лет, говорит Владимир Коуров, управляющий директор турфирмы «Акрис». «Бизнесмен найдет здесь много поводов для посещения», – объясняет он. Среди основных целей посещения города специалисты назвали выставки, конференции, симпозиумы, организацию инвестпроектов (в сфере строительства или ритейла, например), обучение. А Максим Андрюхин, директор по региональным проектам Cushman & Wakefield / Stiles & Riabokobylko, считает, что спрос бизнесменов на гостиничные услуги может упасть: из-за текущего финансового спада компании сокращают командировочные расходы, что «окажет влияние на заполняемость гостиниц».

Неделовой туризм растет примерно на 10% в год, говорит Коуров. Сейчас, по его подсчетам, ежегодно Новосибирск посещает 1000 иностранных туристов. По данным пограничной службы, в Новосибирскую область ежегодно прибывает более 60 000 иностранных граждан. «Город лежит на пути на Алтай, в Шорию, на Байкал. И если поработать над маршрутами по Сибири, то количество иностранных туристов может возрасти», – оптимистичен Коуров. Например, чтобы увидеть полное солнечное затмение (1 августа 2008 г.), иностранцы бронировали номера в новосибирских гостиницах за 4–5 лет до самого события.

Городу, как и всему региону, не хватает хороших отелей, единодушны опрошенные «Ведомостями» эксперты. Новосибирские гостиницы обычно загружены на 80–90%, отмечают представители ассоциации турфирм «Евразия». И это несмотря на то, что «уровень сервиса не соответствует заявленному ценнику на услуги», отмечает Назаров. Владелец одной из турфирм Новосибирска посетовал, что класс гостиницы местные отельеры поднимают дорогими обоями в номерах и качественным ремонтом холлов, закрывая глаза на все остальное.

Сроки окупаемости новых гостиниц, говорит Князев, колеблются в районе 9–11 лет. Олег Луговой, президент Сибирской гильдии управляющих и девелоперов коммерческой недвижимости, называет другую цифру – от 12 лет.