Звезды не затмили звезд

50-летие творческой деятельности Екатерины Максимовой и Владимира Васильева стало поводом предаться ностальгии
М. Логвинов

В честь юбилея самого прославленного московского балетного дуэта Большой театр, с которым связана вся деятельность Максимовой и Васильева, устроил четырехдневный фестиваль. Показали спектакли, которые ассоциируются с юбилярами: «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Жизель» и «Анюта», интригу им придавали дебюты нынешних учениц Максимовой, а последнему – еще и выход Васильева в роли отца героини.

Главное было припасено на последний день, когда поздравить пару прибыли многочисленные звезды. Их столпотворение началось со зрительного зала: мало кто имеет столько поклонников и друзей, как Максимова и Васильев. Но программа объемного гала-концерта обещала еще более увлекательное зрелище на сцене: посланцы парижской Opera и Римской оперы, так же как и целая обойма танцовщиков Большого, взялись представить тот репертуар, который прославил юбиляров, но сегодня невостребован.

Не стала рисковать лишь Ульяна Лопаткина – она вышла в своем фирменном «Лебеде», внутренняя гармония и внешняя изломанность которого отточена балериной до взмаха ресниц. Большинство остальных выучили свои номера специально для гала-концерта: в репертуаре современных театров не осталось ни захватывающей дух «Лауренсии» да озорного «Конька-Горбунка», которыми влюбил в себя мир Васильев, ни «Гусарской баллады», где роль Шурочки Азаровой будто создана для Максимовой, сочетавшей детское лукавство, юношескую порывистость и взрослую жертвенность. Крайне редко мелькают и концертные номера в постановке Васильева, рассчитанные на идеальное согласие партнеров.

Лидеры мирового современного балета достойно представили раритетный репертуар. Это был танец рафинированных линий и дистиллированных чувств – но совсем не тот танец, за который до сих пор обожают Максимову и Васильева. Удачное совпадение номера и исполнителя случилось лишь в комическом номере «Матч», где трогательная недотепа с косицами побеждает самоуверенного чемпиона, а этого самого нахала изобразил Руслан Скворцов.

И все же в этот вечер нашлось место и тому искусству, когда танцовщик не выступает на сцене, а живет на ней. Это случилось благодаря Владимиру Деревянко, представлявшему Флоренцию экс-солисту Большого. Когда-то поражавший изумительной природной одаренностью и виртуозностью, артист утратил изысканность внешней формы, несколько подрастерял парящую безмятежность прыжка, изящество заносок и завораживающую стабильность вращений. Однако сохранил ту страстность общения с залом, которая заставляет его, как когда-то Максимову и Васильева, продолжать танцевать на пороге 50-летия – и которая отсутствует в современных танцовщиках, торопящихся расстаться со сценой в день наступления пенсии.