Картина мира: Переучет активов

Reuters

У российского руководства финансовые рынки вызывают недоумение. Акциями владеют немногие. Банки играют второстепенную роль в бизнесе и экономике, причем крупные банки неплохо стоят на ногах и поддерживаются государством. Госкомпании, костяк экономики, высокорентабельны.

Как же эти почти игрушечные, эфемерные площадки, где спекулянты торгуют виртуальными бумажками, умудрились застопорить мускулистую российскую экономику?

на рынке помутнение рассудка, либо тут темный заговор. Как могли российские «голубые фишки» с осязаемыми активами и недурной наличностью на балансах потерять 70–80% своей стоимости за считаные недели? Нужно просто впрыснуть в банки, ключевые индустрии и рынок акций пару десятков миллиардов государственных долларов и спокойно ждать, когда паника уляжется и все вернется на свои места, включая правильную цену на нефть. Государство даже заработает на активах, которые оно приобретает.

В этой картине, однако, нарушена причинно-следственная связь. Не рыночный и банковский кризис затормозил реальную экономику, а, наоборот, проблемы в экономике рушат рынки и создают кризис кредитования.

Рынки акций – чуткий барометр, который наиболее точно предсказывает экономическую ситуацию. Цена акции отражает общедоступную информацию на сегодняшний день и все выводы, которые на ее основании делают игроки. Конечно, рынки часто впадают в крайности, но коллективное мнение его участников все равно лучший из существующих прогнозов.

Падение российского рынка происходит по следам событий на мировом рынке. Но распродажа давно уже вышла за рамки банковского кризиса в США и даже международной банковской системы. Инвесторы опасаются, что после падения цен на недвижимость, под которую кредитовался американский потребитель, ему придется сильно урезать затраты. Американское потребление было основным двигателем мировой экономики последних 10–15 лет. Рынки падают в ожидании не только спада в США, но и болезненной рецессии во всем мире. Поэтому распродаются акции и в потребительском секторе, и в энергетике, и в ресурсах. Кризис обострился лишь недавно, но Китай уже ощутил реальное замедление американского спроса.

Тот факт, что акции в Москве упали быстрее и ниже, чем где-либо, настораживает. Можно от него отмахнуться, но необходимо отдавать себе отчет в том, что крах российского рынка отражает опасения, что Россия окажется слабым звеном мировой экономики.

Много говорится о зависимости российской экономики от цены на нефть. Нефть упала ниже $65 за баррель, но не нужно забывать, что несколько лет назад это казалось баснословной ценой. Россия процветала уже и в 2005 г. – и с более дешевой нефтью.

Проблема тут не в номинальной цене. В современном бизнесе всякий актив моментально становится залогом под создание новых активов. Цена на нефть была заоблачной всего лишь два года, но инвесторы, компании и потребители быстро создали систему, основанную на этой цене – и на ожидании ее дальнейшего роста. В мире, где ощущается серьезный недостаток спроса, таких цен не будет, и рынки сегодня проводят переучет активов.

То же самое произошло в американской недвижимости. Цены на дома упали всего на 15–20% – после десятка лет бурного роста. Однако домовладельцы постоянно брали новые кредиты под рост цен и сегодня оказались в ситуации, когда их задолженность за дом превышает рыночную стоимость дома.

Мировой экономике грозит спад, сравнимый с Великой депрессией. Основной источник роста спроса в мире – американский потребитель больше не сможет получать кредиты и тратить их на китайские потребительские товары, японские машины и проч. Другие источники спроса, несомненно, возникнут, но не сразу. Это будет тяжелое время – причем более тяжелое для других стран, чем для США. В начале 1930-х гг. ВВП США упал почти наполовину, но мировая экономика рухнула на 65%.

Президент Рузвельт вывел Америку из депрессии, увеличив расходы государства. Сегодня это сделать труднее. Национальный долг США уже превышает $10 трлн. В этом процессе необходимо задействовать страны-кредиторы, т. е. Японию, Китай, Саудовскую Аравию и Россию.

Большие потрясения часто сравнивают с гибелью «Титаника». Сегодня это сравнение как никогда кстати. Россия на этом лайнере – разгневанный пассажир, который честит капитана за ошибки в навигации и собирается пережить крушение, законопатив щели в своей каюте. Время для подобных действий прошло. Теперь нужно всем вместе взяться за латание пробоины.