На что тратить

Новосибирские статистики пока не обнаружили последствий кризиса: оборот розничной торговли в сентябре по отношению к августу уменьшился на 0,7%
А. Воробьев

В сентябре по отношению к августу, по данным Новосибирскстата, оборот розничной торговли в области составил 24,43 млрд руб. Продовольственные товары упали на 2,8% до 9,53 млрд руб., а непродовольственные прибавили 0,7% до 14,9 млрд руб. В России в целом розница в сентябре к августу выросла на 0,4% (продовольственные товары – на 0,1%, непродовольственные – на 0,7%).

В сентябре прошлого года в Новосибирске также наблюдалось небольшое снижение к августовскому уровню – на 2,3%. По итогам девяти месяцев 2008 г. совокупный товарооборот в Новосибирской области вырос на 14,5% (к январю – сентябрю 2007 г.) – до 192,17 млрд руб., при этом непродовольственные товары прибавили 26,4%, а продовольственные потеряли 0,2%.

Продукты питания дорожают быстрее непродовольственных товаров и потребители отказываются от дорогостоящих продуктов, поясняет аналитик «Антанта капитал» Андрей Верхоланцев. По данным Новосибирскстата, за девять месяцев 2008 г. цены на продовольственные товары выросли на 14%, на непродовольственные – на 6,8%.

Член совета директоров крупнейшего продовольственного ритейлера «Холидей» Александр Брыкин говорит, что по итогам сентября выручка сети увеличилась на 5%. Это происходит за счет ухода с рынка несетевых игроков, доля которых в Новосибирске составляла 35–40%. Как минимум до нового года рост у сетевой розницы продолжится, рассчитывает Брыкин.

Люди осознают: ситуация нестабильна, кризис скоро может сказаться и на их кошельках, это вызывает желание потратить деньги на товары длительного пользования, свидетельствуют ритейлеры. «Так было и в 1998 г., когда деньги стремительно дешевели, и те, кто не мог позволить себе приобрести квартиру или машину, стремились конвертировать рубли в вещи», – вспоминает руководитель PR-службы обувной сети Ralf Ringer Александр Греб. Лишившись возможностей делать крупные покупки, люди тратят деньги на более дешевые товары, которые приносят положительные эмоции, например, на косметику, бытовую технику, товары для дома, вторит исполнительный директор сети «Посуда центр» Игорь Васюков.

В сентябре в сети магазинов «Обувь России» продажи «аномально» возросли на 25%, говорит генеральный директор ГК «Обувь России» Антон Титов. Люди боятся повышения цен, поэтому активно тратят свои сбережения, поясняет он. В двух новосибирских гипермаркетах «Техносилы», по словам директора по связям с общественностью сети Надежды Сенюк, в сентябре по сравнению с августом средний чек в Новосибирске вырос на 20% до 4500 руб., продажи в сентябре выросли на 9% по отношению к августу, в октябре – еще на 13%. «Опасаясь дефолта или роста курса доллара, покупатели предпочитают тратить, а не копить», – говорит Сенюк.

Автомобили пока тоже не страдают, утверждает Константин Шапиро, директор по маркетингу «СЛК-моторс» (дилер Toyota, Renault, Nissan). По его словам, в сентябре компания продала 394 Toyota (+21% к августу), 88 Renault (+12%), 109 Nissan (-33%, но это Шапиро объясняет изменением системы поставок). Планы продаж по 2008 г. «СЛК-моторс» не снижает и рассчитывает продать около 7000 автомобилей, добавляет Шапиро.

Но снижение потребительской активности уже налицо, говорит Верхоланцев. Если по итогам I квартала 2008 г. розничный товарооборот в России вырос на 16,7%, по итогам полугодия – на 15,5%, то за девять месяцев – на 15%. IV квартал будет неплохим – традиционный предновогодний ажиотаж и массовые распродажи подогреют спрос, а с начала 2009 г. темп роста розницы замедлится сильнее, прогнозирует аналитик.

«Обувь России», говорит Титов, ожидает в будущем году снижение потребления на 15–20% и корректирует планы по закупке товара на следующий сезон. В 2009 г. «Посуда центр», признает Васюков, прогнозирует сокращение выручки минимум на 20% против роста по итогам девяти месяцев 2008 г. на 50,9% до 1,53 млрд руб.