Новая жизнь «Оранты»
В сентябре нидерландская группа Eureko объявила о покупке 100% российской «Оранты». Несмотря на снижение темпов роста банковского бизнеса, одним из ключевых направлений «Оранты» будет банкострахованиеЭтот опыт очень интересен аффилированному с «Промсвязькапиталом» Промсвязьбанку, утверждает Литвинов: сейчас банк изучает лучшие практики bancassurance ведущих мировых страховщиков, окончательный выбор партнера по проекту будет сделан исходя из того, какая страховая компания предложит модель банкострахования, наилучшим образом отвечающую стратегическим целям банка.
«Оранта»
страховая компания. Страховые премии – 3,3 млрд руб. без ОМС (2007 г., 33-е место, данные ФССН). Страховые выплаты – 1,2 млрд руб. Владелец – страховая группа EURECO.
Eureko
группа страховых компаний. Премии – 14,9 млрд евро (2007 г.). Активы – 100,5 млрд евро. Чистая прибыль – 979 млн евро. Доля на рынке нидерландов – 25–30% (данные группы, в зависимости от сегмента). Владельцы – Vereniging Achmea (54,4%), Rabobank (39,5%), BCP Group (2,8%).
Мы размышляли, как развивать бизнес в России – за счет покупки существующей компании или с нуля, – рассказал «Ведомостям» член правления Eureko Томас ван Риккеворсел, – и поняли, что если это будет greenfield, то мы потеряем около трех лет». К тому же, добавляет он, почти все европейские конкуренты Eureko уже пришли на российский рынок. В Нидерландах Eureko не может расти так быстро, как развивается страховой рынок в Центральной и Восточной Европе, и в основном фокус группы сосредоточен на рынках с низким проникновением страховых услуг, объяснил ван Риккеворсел интерес группы к России.
Российский рынок растет гигантскими темпами и бизнес здесь Eureko будет развивать, полагаясь на опыт и знания местной команды, привлекая специалистов из-за рубежа, говорит страховщик.
По словам директора по инвестициям группы «Промсвязькапитал» Максима Литвинова, «Оранта» под управлением российских акционеров доросла до размеров крепкого среднего игрока, но около года назад стало понятно, что для выхода на новый уровень развития необходим стратегический инвестор. Ключевые позиции для дальнейшего развития – бренд и технологии, потому рассматривались только ведущие иностранные страховщики, объясняет Литвинов выбор инвестора. Для поиска стратега был привлечен Morgan Stanley.
У Eureko, рассказывает Литвинов, уникальный и успешный опыт в области bancassurance – продажи страховых продуктов в офисах банков. Rabobank в Нидерландах в 2007 г. продал страховок «дочки» Eureko на 3 млрд евро (из них 1,8 млрд евро – страхование жизни), а Garanti Bank в Турции – на 120 млн евро (не жизнь).
«Этот проект банк планирует начать в 2009 г. после утверждения бизнес-плана, – уточняет Литвинов. – Конечно, объем страховых премий, связанных с ипотекой и автокредитами, в 2009 г. будет расти медленнее, чем раньше, но мы рассчитываем на заметный рост премий в сегменте личного страхования. Мы также думаем, что в 2009 г. банкострахование как канал будет развиваться ускоренными темпами, так как дистрибуционные сети банков будут недозагружены выдачей кредитов, а продажа страховых продуктов – отличный источник комиссионного дохода для банков. И мы хотим, чтобы Промсвязьбанк стал одним из лидеров в этой области».
Впрочем, Литвинов подчеркивает, что исходя из требований ФАС Eureko в любом случае не будет эксклюзивным партнером Промсвязьбанка по страхованию.