Свет починят

«Город Эмбер» (City of Ember) снят по роману-фэнтези Джин Дюпро, но кажется экранизацией компьютерной игры-квеста – слишком хорошей, чтобы существовать на самом деле
ВЕСТ

Если главный голливудский выдумщик Тим Бертон совсем устанет, а Терри Гиллиам не найдет денег на очередной безумный проект, Голливуд не останется без режиссеров-визионеров. Мальчишки и девчонки, а также их родители, запоминайте имя Джила Кинана, пригласившего нас в подземный город Эмбер, нечто среднее между пряничным домиком, котельной и бомбоубежищем.

Джин Дюпро сочинила роман о страхах своего детства эпохи 1950-х, когда все были озабочены тем, как выжить в ядерной войне. Режиссер Джил Кинан безошибочно выбрал ретро-антураж мира-укрытия, в котором свет вот-вот погаснет навсегда (страх тотального блэкаута, кстати, вполне современен). Давайте забудем о существовании процессоров, микросхем и виртуальной реальности; город Эмбер похож на внутренности старого лампового радиоприемника, где детали прикручены проволокой или закреплены изолентой, все работает на честном слове, что-то подмокло и заржавело, по углам шуршат тараканы, а мигание и потрескивание нитей накаливания привлекает мохнатых мотыльков.

Мотыльки в Эмбере размером с собаку, хищные кроты не меньше бегемота, а электричество вырабатывает гигантский генератор, построенный неведомыми Создателями, чтобы в течение 200 лет поддерживать существование укромного городка-убежища, население которого составило бы честь любому оскаровскому фильму.

Мэром Эмбера служит Билл Мюррей с огромным брюхом, которое он тайком от нищих сограждан набивает стратегическими запасами консервов. Тим Роббинс в роли гениального изобретателя, точно паук, живет среди хаоса проводов и самодвижущегося металлолома, напоминающего роботов из «Звездных войн», уцелевших после галактического взрыва. Мартин Ландау вживается в образ старого сантехника так, будто всю жизнь чинил трубы и батареи в Мытищах.

Главные герои – девочка-вестник (замечательная Сорша Ронан, номинантка на «Оскар» за роль в «Искуплении») и мальчик-водопроводчик (Гарри Тредуэй). Им надо отыскать выход из умирающего Эмбера, и вот тут как раз начинается типичный квест: найди подсказку, сложи клочки бумаги, укради недостающую половинку ключа, догадайся, где тайная дверь и как включается древний механизм.

Не важно, что все это уже слишком предсказуемо, потому что главный механизм запущен и исправно работает. Джил Кинан построил место, где интересно просто бродить, или убегать от кротов-людоедов, или заглядывать в темные коридоры: пусть в одном все будет похоже на «Индиану Джонса», зато рядом вполне может открыться что-нибудь более волнующее – может, «Город потерянных детей» Жене и Каро, а может, гиллиамовская «Бразилия».