Вечные ценности: Дело домашнее


Одна моя знакомая американская девочка на завтрашний школьный Хеллоуин придет в костюме Сары Пэйлин. Впрочем, она такая не одна. Костюм губернатора Аляски (очки и лента с надписями «Мисс Аляска» и «Мисс вице-президент») необычайно популярен – только в одном манхэттенском магазине накануне праздника таких костюмов было продано 600.

Оставим сейчас за скобками смысл и природу Хеллоуина, очевидно, что для детей это просто маскарад. И попробуем представить себе российских мальчиков и девочек, наряжающихся на новогодний (например) карнавал в костюм Владимира Путина или Дмитрия Медведева. Представили? Нет. Потому что это совершенно невозможно. Нелепо, немыслимо, смешно!

Нет, ни за что не написал бы Виктор Пелевин «Generation П» на материале современной американской истории – роман, в котором все телелюди, включая российских политиков, существуют лишь в виртуальной реальности. В пелевинской сатире есть своя правда, но актуальная лишь для России. Из телеобразов наших политических лидеров все человеческое, теплое, живое точно нарочно вымывается. Для американцев же и Обама, и Маккейн, и Пэйлин за предвыборные месяцы наполнились плотью и кровью. Это никак не иллюзорные фигурки из бесконечно далекого телепространства, это живые люди.

Последние несколько недель я общаюсь с американцами довольно плотно, и чуть не каждый светский разговор сворачивает на скорые выборы. Американцы говорят о них постоянно. И как говорят!

– Нет, вы подумайте, – хохотала не так давно одна пожилая дама, – она, видите ли, против сексуального воспитания в школе. – А у самой-то... Дочка вот-вот принесет в подоле. Видно, мама забыла объяснить ей, откуда бывают дети.

Имелась в виду, конечно, Сара Пэйлин. С подобной страстностью кумушки-соседки обсуждают своих ближних, живущих в соседнем подъезде.

– Увы, наш действующий президент – клинический идиот, – грустно и проникновенно говорил профессор английского языка в другой беседе, и усомниться было невозможно: это уязвляет профессора лично.

– Маккейн вспомнить не мог, сколько у него домов, вся его программа рассчитана на богатых, на таких, как он сам, – возмущался на очередной вечеринке сотрудник библиотеки.

Так горячо говорят лишь о тех, кого хорошо и давно знают. Любят, ненавидят – не важно: знают. Средний американец ощущает по отношению к своим политикам родственную близость. Потому что и сама политика для него дело домашнее. Он убежден, что происходящее в верхах не подвешено в виртуальном пространстве, а прямо влияет на его жизнь. Он знает, что от его голоса на выборах действительно зависит его будущее.

Эти истины настолько безусловны и непоколебимы, что американцы готовы и поиронизировать над собственной серьезностью – посмеяться пародиям на Пэйлин или Обаму, купить открытку, шутливо обыгрывающую лозунги кандидатов, подарить ребенку мнущийся мячик с надписью Smoosh Bush.

И в общем к концу предвыборной кампании каждый кандидат оказывается совершенно освоенным. Благодаря теледебатам, бесчисленным выступлениям, встречам с избирателями, хеллоуинским костюмам, портретам на футболках и игрушкам. Освоенным – то есть своим. А со своим не страшно. Все-таки не чужой.