Что делать с конкуренцией

Для развития конкуренции не нужно жестко ограничивать ритейлеров, считает Минэкономразвития. ФАС так не думает. А конкуренции на нефтяном рынке поможет биржа, согласны два ведомства

Минэкономразвития подготовило программу развития конкуренции (есть у «Ведомостей»). На следующей неделе ее обсудит совет по конкурентоспособности при правительстве, рассказал «Ведомостям» руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. ФАС не согласна со многими положениями документа.

Основной опасностью для конкуренции Минэкономразвития считает административные барьеры, таможенные тарифы и неразвитую инфраструктуру.

Инструментами развития конкуренции должны стать налоги и таможенно-тарифные меры, госзаказ, регулирование естественных монополий, перечисляет Минэкономразвития. Так, снижение импортных пошлин на цемент в начале 2008 г. усилило конкуренцию и привело к снижению цен. Сейчас ситуация иная: ФАС борется только с нарушениями условий конкуренции, наказывая нарушителей, считает Минэкономразвития. А решения службы по организации биржевой торговли минудобрениями лишь заполняют пробелы таможенно-тарифной политики.

ФАС возражает: Минэкономразвития не оценило, как на развитие конкуренции влияют крупнейшие компании и госкорпорации. «Это не глобальная программа развития конкуренции, а набор отраслевых мер», – говорит начальник управления ФАС Алексей Сушкевич.

По разные стороны баррикад оказались ФАС и Минэкономразвития и по вопросу конкуренции в розничной торговле. Служба предлагала защитить поставщиков от навязывания сетями неконкурентных условий (длительная отсрочка оплаты, плата за вход) и снизить пороги доминирования для ритейлеров (до 15%; в Москве и Санкт-Петербурге – до 5%). Экономическое ведомство, напротив, поддержало сети: они дисциплинируют поставщиков, заставляя их следить за качеством товара и снижать цены, рассказал директор департамента министерства Александр Пироженко: «Надо исключить только незаконные практики». Минэкономразвития предлагает только две меры по регулированию ритейла: установить минимальный норматив торговых площадей на душу населения и усилить контроль за региональными властями, блокирующими выход новых сетей на рынок.

«Чем крупнее сеть, тем эффективнее она снижает издержки и цены на товары, – согласен с Минэкономразвития председатель совета директоров ГК «Виктория» Николай Власенко, – борясь с крупными сетями, государство поможет иностранным игрокам в ущерб отечественным». Договоры поставщиков с сетями должны регулироваться, спорит председатель совета директоров ВБД Давид Якобашвили: сейчас сети требуют возврата денег за непроданный товар, оплаты поставщиками украденного товара.

Зато два ведомства согласны, что конкуренцию на рынке нефтепродуктов надо развивать за счет биржевых торгов. Они хотят обязать нефтяников продавать часть продукции на бирже, а оптовую и розничную торговлю внутри вертикальных нефтяных холдингов разделить по юридическим лицам. Надо раскрывать информацию об остатках нефтепродуктов и уровне производства, уверено министерство: на ее основе будут рассчитаны цены, рекомендованные нефтяникам для долгосрочных контрактов.

Идея биржи уже поддержана правительством. Нефтяники предлагали стимулировать биржевую торговлю налоговыми льготами и госзаказом.

Биржа позволит сделать понятным и прозрачным механизм ценообразования, говорит представитель «Лукойла». «Газпром нефть» уже размещает все свободные объемы нефтепродуктов на электронной торговой площадке, говорит представитель компании, в регионах сбытовые структуры уже выделены в отдельные юрлица. На бирже независимые розничные цены смогут покупать нефтепродукты дешевле, чем у нефтяников, надеется директор НПЗ.