Без разрешения

Чтобы кризис не мешал бизнесу консолидироваться, Минэкономразвития предлагает отменить часть согласований в антимонопольной службе
С.Портер

Поправки в закон о защите конкуренции (есть у «Ведомостей») меняют логику антимонопольного контроля (см. врез): предлагается обращаться за разрешением в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) только в случаях, когда монополист увеличивает долю на своем рынке. Если же монополист докупает непрофильный актив, достаточно уведомить ФАС.

Изменения касаются только нефинансовых компаний, в сделки банков и страховщиков предлагается внести одно изменение: сейчас в законе говорится об активах каждого из участников сделки, а предлагается – о совокупных.

Идеями, легшими в основу поправок, поделился первый вице-премьер Игорь Шувалов (куратор антимонопольной службы), слышал чиновник экономического ведомства. Представитель секретариата Шувалова затруднился это прокомментировать.

С ФАС нужно согласовывать массу сделок, не имеющих последствий для конкуренции, что создает дополнительные барьеры бизнесу и загружает службу малосодержательной работой, объясняет директор департамента Минэкономразвития Александр Пироженко: консолидация компаний, не относящихся к доминирующим, будет упрощена и ускорена, это поможет им объединиться, чтобы пережить кризис. Нужно помочь продать или купить бизнес максимально быстро – его стоимость в кризис резко меняется, согласен Вадим Новиков из Академии народного хозяйства.

Поправки разосланы на согласование, их представит министр экономразвития Эльвира Набиуллина премьер-министру Владимиру Путину на совете по конкурентоспособности, знает чиновник Минэкономразвития. По данным пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, совет пройдет 6 ноября.

Новиков называет громкие сделки, которых коснется изменение порядка: «Базэл» сможет купить «Русснефть» – на нефтяном рынке ни одна из компаний не занимает доминирующего положения. «Базэлу» сейчас нужно подавать новую заявку – предыдущая была отклонена из-за налоговых разбирательств.

Google смогла бы купить продавца контекстной рекламы «Бегун» – вместе компании не занимают 35% рынка, но из-за размеров их активов пришлось обращаться в ФАС, а служба отказала в сделке, решив, что Google не раскрыла структуру собственности.

Представители En+ (входит в «Базэл») и Google отказались от комментариев.

Сделки между компаниями внутри группы лиц законопроект вовсе выводит из-под контроля, а регулирующая их статья 31 исключается. Сейчас о таких действиях следует только уведомлять ФАС, но за месяц до консолидации нужно направить в службу список компаний, входящих в группу, и документальные подтверждения этого. В прошлом году Mirax провела консолидацию, не раскрыв должным образом перед ФАС сведения о себе, и была оштрафована. Член совета директоров Mirax Дмитрий Луценко рад поправкам: сейчас при консолидации приходится тратиться на «бумагооборот» и работу юристов, при сложной структуре дочерних компаний издержки могут достигать миллионов долларов.

Текущая редакция законопроекта может быть уточнена, чтобы регулировать сделки компаний, не внесенных в реестр, но влияющих при этом на конкуренцию, говорит Пироженко: «Однако идеология на отход от размеров активов участников сделок будет сохранена».

Это необоснованный отказ от контроля за сделками, считает начальник управления ФАС Алексей Сушкевич: каждую крупную покупку нужно исследовать на предмет влияния на конкуренцию.