«Нервничать по поводу кризиса несерьезно»

С Бойко и Ломакиным мы договорились о встрече на берегу Клязьминского водохранилища. Когда-то здесь был яхт-клуб для студентов, а теперь – для миллионеров. У воды красуется Aston Martin DBS – на таком же в новой серии бондианы ездит суперагент 007
С.Портер

Андрей Ломакин стоит на верхней палубе 60-футовой яхты Sunseeker. «С 60 футов, т. е. 20 метров, начинается настоящая морская яхта, которая может пересекать моря, уходить в плаванье по океану», – рассказывает он. Такие яхты, как эта, доступны клиентам в России второй год, а продано уже пять штук. Много ли это по яхтенным меркам? «Точно немало», – уклончиво отвечает Ломакин. Уклончивость объяснима: рынок яхт и катеров – один из самых закрытых. Компании «Буревестника» за последний год продали около 500 судов, а группа оценивает свою долю на российском рынке дистрибуции в 40–50%.

Пока мы обсуждаем «лодку», Андрей Бойко на нижней палубе показывает ее клиентам. В яхтенном бизнесе все строится на личном доверии. Поэтому с каждым потенциальным покупателем больших яхт Бойко и Ломакин обязательно общаются сами. «В обычных магазинах иногда приходится сталкиваться с неудобствами вроде очереди или невнимательности персонала. А человек, который покупает яхту, должен получать комфорт и удовольствие во всем. Он очень многого достиг, и его должно устраивать абсолютно все», – объясняет присоединяющийся к беседе Бойко. Как происходит поиск клиентов, владельцы «Буревестника» не рассказывают: «[Они к нам] сами приходят...»

Бойко без промедления реагирует на вопрос, зачем нужна яхта в Подмосковье. «Даже если у вас есть возможность исключительно быстро передвигаться по городу, даже если есть собственный самолет, даже если нет проблем с получением коридоров на вылет, ближайшая вода – это, например, Хорватия. Дорога в один конец занимает пять часов, из которых три часа – только летное время. Пяти часов для того, чтобы вечером поужинать у себя на лодке, просто нет ни у кого», – терпеливо объясняет он. Владельцы 90% лодок, по словам Ломакина, бывают на них не реже одного раза в две недели. Если позволяет погода, члены клуба проводят здесь деловые встречи или просто отдыхают после работы.

«Подмосковье переполнено маринами»

В прошлом году к яхтам добавились автомобили – структура «Буревестника» получила дистрибуторский контракт с Aston Martin. Бойко и Ломакин говорят, что синергетический эффект у яхтенного и автомобильного бизнесов колоссальный. Автомобили – сфера ответственности Ломакина. В 1996–2001 гг. он был совладельцем компании «Авто гранд» – дилера GM (и примерно в то же время владел компанией по торговле сотовыми телефонами «Джетком»). «У меня все бизнесы одинаково начинались: в 1993 г. купил себе сотовый телефон – начал заниматься сотовой связью. Купил хорошую машину – стал заниматься машинами. Купил лодочку – стал заниматься лодками. Купил очень хорошую машину – стали заниматься Aston Martin», – улыбается он. В 2004 г. «Буревестник» участвовал в тендере на дистрибуцию Ferrari и Maserati. Контракт тогда получила Mercury, но опыт пригодился. За полтора года «Буревестник» продал больше 100 Aston Martin – пришлось уговаривать завод увеличить квоту, радуется Ломакин.

Бойко 44 года, он на четыре года старше Ломакина – и яхтами увлекся раньше своего партнера, еще в детстве (он мастер спорта международного класса). По образованию он психолог, закончил Московский педагогический институт им. Ленина в 1986 г., но вплоть до 1992 г. профессионально занимался парусным спортом. Потом, по его словам, «работал в компании, занимавшейся компьютерами». А в 1996 г. решил открыть собственный яхт-клуб. У предпринимателя Ломакина (в 1991 г. он закончил Московский авиатехнологический институт и занялся бизнесом) к этому времени уже была яхта. Держал он ее в «Буревестнике», благодаря чему партнеры и познакомились. Инвестиции, по их словам, были не очень большими – несколько десятков тысяч долларов: собственные сбережения и «правильное вложение средств, полученных от первых клиентов».

Бум покупки яхт в России – и в первую очередь в Москве – начался в 2001–2002 гг. К этому времени «Буревестник» уже начал сотрудничать с ведущими мировыми производителями яхт. В 2000 г. Бойко и Ломакин приехали на Генуэзскую международную выставку катеров и яхт на переговоры с одним из английских брендов. «Мальчики с портфельчиками пришли на стенд и двое или трое суток пытались добиться аудиенции, хотя бы какой-то встречи с региональным менеджером, с менеджером, отвечающим за продажи этого завода в Европе. Через двое суток девушки на стенде уже кормили их шоколадками, печеньем и поили кока-колой, но у менеджера времени на встречу так и не нашлось», – иронизирует Бойко. Спустя год «Буревестник» подписал контракт с другим английским и еще с одним итальянским брендом, и лед сразу тронулся. «Те, кто с нами подписал контракты в 2001 г., сейчас занимают соответственно первое и второе места по объемам продаж среди английских заводов. Те, кто нас не смог тогда принять, занимают почетное, но третье», – улыбается Бойко.

С 1996 г. площадь яхт-клуба не изменилась – 4,5 га. На этой территории «Буревестник» может принять до 250 судов. Но произошел качественный скачок, говорит Бойко: в самом начале клуб мог принимать суда с максимальной длиной 12 м в количестве до 40 единиц. Сейчас 10 м – минимальный размер, который интересует Бойко и Ломакина. Но кроме длины судна, которое может принять марина, есть масса других проблем. Например, яхта, на борту которой мы разговариваем, постоянно требует 3,5–4 кВт электроэнергии. А весит она 38–45 т – удержит ли ее причал при сильном ветре или в шторм? «Из всех этих факторов складывается цена [обслуживания яхты в клубе]. Мы можем легко и быстро объяснить, почему здесь дороже, чем в других местах», – говорит Бойко. В какую сумму в год обходится обслуживание яхты? Минимум – $20 000–25 000. Максимум – «абсолютная дымящаяся бесконечность».

«Буревестник», признает он, был первым, и многое тут успели построить гораздо дешевле, чем новые конкуренты. Но даже несмотря на это, в подмосковных маринах можно найти возможность обслуживать судно и вдвое, и втрое дешевле, удивляется Бойко. Подмосковье перенасыщено яхт-клубами, утверждают предприниматели: сейчас в окрестностях столицы больше десятка марин, и «очевидно, что никто [из вновь приходящих] не рассчитывал ни их возможную наполняемость, ни доход». «У кого-то марины на 300 лодок, у кого-то на 150 – не важно. Столько лодок все равно не приходит. Все это понимают. Кто-то демпингует, кто-то увеличивает объем услуг», – говорит Бойко. Но экономическая модель показывает, что справедливая цена так или иначе должна быть примерно одинаковой, подчеркивает он: «Либо это серьезный проект, емкий с точки зрения финансов, – тогда он просто не может демпинговать, либо это совсем другая история, которую нужно отнести в раздел «свои игрушки».

«Цена на бензин наших клиентов не беспокоит»

Московский регион, по данным «Буревестника», пока остается крупнейшим рынком яхт и яхт-клубов – если не по числу проданных судов, то по выручке точно. Но его стремительно догоняют Санкт-Петербург и все крупные города в Поволжье. Недавно в один из регионов отправилась первая 72-футовая яхта, знает Бойко. «Буревестник» следует за рынком: группа открыла офисы в Санкт-Петербурге и Киеве и подписала договоры с дилерами в 17 регионах. Украинский рынок, говорит Бойко, гораздо меньше – там яхтинг пока «не так серьезно раскручен», но безусловно интересен: «Украинцы стесняются покупать лодки у себя, но на европейской воде украинских покупателей очень много».

Яхтенный бизнес – это планирование на далекую перспективу: в этом году дистрибуторы должны были заказать лодки, которые будут построены в 2010–2011 гг. На будущий год, объясняет Бойко, договориться о строительстве будет уже невозможно. Например, крупный завод в год строит 340–350 лодок – всех размеров и моделей, для обоих полушарий (в теплый сезон лодки производятся для северного, в холодный – для южного). В модельном ряду у такого завода может быть до 50 яхт разного размера и комплектации. Около 20 произведенных лодок будут иметь самую популярную длину – 22–27 м. Около 30 – длину 17–19 м, треть из которых сразу заберут американские покупатели (до кризиса взяли бы половину). На всю Европу, с учетом «яхтенных» стран – Англии, Италии, Франции и Скандинавии, – у завода останется порядка 20 лодок в год. Максимум на две-три из них смогут претендовать российские покупатели. «Если не выкупить этот фьючерс на несколько лет вперед, завтра продавать будет нечего», – говорит Бойко. Сейчас для «Буревестника» стандартным является двухлетний заказ. Дольше группа не может себе позволить по финансовым соображениям: выкупаются лодки в основном на свои средства.

На чем зарабатывает «Буревестник»? Нельзя назвать самое прибыльное направление, настаивает Бойко: продавать яхты без клуба было бы невозможно, а Aston Martin хоть пока и не приносит прибыли, но увеличивает число клиентов. Финансовые показатели группы бизнесмены не называют. Признаются лишь, что выручка составляет «несколько десятков миллионов долларов». На вопрос, дает ли все это хотя бы 10%-ную рентабельность, Ломакин отвечает: «Наверное, дает».

«Мы с вами сейчас топчем ногами примерно 18 000 фунтов стерлингов», – говорит Бойко, показывая на тиковый пол. Если бы лодка принадлежала европейцу, под ногами скорее всего был бы пластик: «нога бы не скользила, но мы чувствовали бы себя в пластмассовых тапочках». Когда Бойко и Ломакин заказывают будущие яхты для клиентов, просят все возможные опции – «от А до Я на каждой остановке» и «еще три, которых нет в списках». Например, на североевропейской лодке может быть обогреватель в салоне, но не быть кондиционера. «Вряд ли он понадобится, если будет пять или десять жарких дней, рассуждают в Швеции или Норвегии: владелец будет радоваться и в крайнем случае потерпит. Для нашего покупателя нет разумного объяснения, почему он за свои $3 млн или $5 млн должен пять жарких дней терпеть духоту, жару и потеть», – говорит Бойко. Все это поднимает цену яхты на 15–20% относительно объявленной базовой. Сумма «среднего чека» по небольшим катерам сейчас около $110 000, по яхтам – около $3 млн, говорит Ломакин. Она увеличивается «немного быстрее» уровня инфляции.

Владельцы «Буревестника» демонстративно не беспокоятся по поводу мирового экономического кризиса. «Вы хотите, чтобы мы здесь были как на боксерском ринге? – удивляется вопросам на эту тему Бойко. – Нам надо работать более эффективно, так же инвестировать, распределять, вознаграждать и чего-то лишать себя. Но нервничать, тем более публично, по этому поводу как-то даже несерьезно». «Когда кто-то покупает Aston Martin или Mercedes 600, цена на бензин его не очень беспокоит», – отрезает Ломакин.

Штрихи к портрету

Однажды Бойко попробовал поездить на Aston Martin DBS и понял, что не умеет водить такие машины. «Это больше 500 лошадиных сил, абсолютно спортивный, жесткий, твердый автомобиль, требующий навыков вождения». Зато яхтой или любым другим судном, передвигающимся по воде, он управляет «без особого труда». По городу он ездит с водителем «на большом американском джипе, внутри переделанном под офис». Своей яхтой Sunseeker Predator 72, разумеется, управляет сам. Ломакин в рабочие дни передвигается по Москве «как все – на «мерседесе» с водителем». «Пересел на заднее сиденье, когда ехал по разделительной полосе на Кутузовском, одной рукой разговаривал по телефону, другой писал sms, коленкой держал руль – понял, что это слишком, – рассказывает он. – А по выходным на Aston Martin за рулем». Яхта у него 20-метровая – Fairline Targa 62. В прошлом году Ломакин покупал себе яхту в Великобритании и дошел на ней от Саутгемптона до Клязьминского водохранилища. «Это ни с чем не сравнимое ощущение, когда человек, рожденный в СССР, на собственной яхте проходит под Тауэр-бридж, – делится он. – Конечно, был капитан, но большую часть времени я стоял за штурвалом сам». Без приключений не обошлось: «За мной на патрульном катере гнались немецкие полицейские: шел 30 узлов, а во внутренних водах Германии, оказывается, можно было не больше 12. Оштрафовали за превышение скорости на 20 евро и забыли спросить международные права».