Тони Смерфит: «Собственность тут почти не защищена», - Тони Смерфит, президент Smurfit Kappa Group

Поэтому ирландская компания по производству бумажной упаковки долго не отваживалась покупать какие-либо активы в России, а в итоге решила строить новые заводы с нуля
Е.Кузьмина

1985

начал работать в Jefferson Smurfit Group

1989

член совета директоровгруппы

2002

президент и исполнительный директор Jefferson Smurfit Group

2006

президент и исполнительный директор Smurfit Kappa Group

Smurfit Kappa Group

производитель бумажной упаковки. Крупнейшие акционеры: Smurfit Kappa Feeder (24,4%), Madison Dearborn Capital Partners (21,41%). Капитализация на Ирландской фондовой бирже – 294,3 млн евро (на 16.20 МСК). Выручка – 3,68 млрд евро за 6 месяцев 2008 г. Чистая прибыль – 130,1 млн евро за тот же период). Располагает производственными мощностями в 22 странах Европы и девяти в Латинской Америке. Штаб-квартира находится в Ирландии.

Этой осенью мало кто открывает новые производства в России. А вот Smurfit Kappa в середине октября запустила на своем заводе в Ленинградской области линии по производству упаковки bag-in-box. «Такие отрасли, как металлургия и машиностроение, оказались серьезно задеты финансовым кризисом, но мы с ними почти не работаем. Более 70% наших клиентов – пищевые компании», – радостно рассказывает в интервью «Ведомостям» президент, исполнительный директор и потомок основателя компании Тони Смерфит.

– В вашем последнем годовом отчете Россия не указана в числе десятки важнейших рынков для компании. Почему же вы направляете инвестиции именно сюда?

– Россия действительно занимает скромное место в нашем бизнесе – в вашей стране у нас всего один завод. Инвестиции идут в разные страны, и Россия не исключение. Просто сюда мы направили самую большую сумму относительно других наших проектов.

– Почему вы так медленно развиваетесь на российском рынке? Завод Kappa был построен во Всеволожском районе Ленинградской области 11 лет назад, но до сих пор не занял значительной доли на рынке.

– Группа Smurfit Kappa образовалась всего два года назад. Когда мы были просто компанией Smurfit, то постоянно стремились войти на русский рынок, но так и не нашли достойного варианта. Благодаря слиянию с Kappa мы оказались здесь и теперь уже рассматриваем возможности укрепления на местном рынке.

– А чем вас отпугивала Россия?

– Прежде всего нас пугало отсутствие законодательной базы по защите активов. В России собственность почти ничем

не защищена – законодательство в этой области слабое. Некоторое время назад мы рассматривали покупку одного актива на востоке от Москвы, но в результате отказались от этой идеи, опасаясь, что инвестиции легко потерять из-за неопределенности законодательства. Пока мы остановились на варианте постройки производства с нуля.

– За последние пять лет у вас здесь появились сильные конкуренты – группа «Готэк», «дочка» International Paper, группа «Илим» в этом году открыла первый из пяти заводов по выпуску картонной упаковки. Не чувствуете ли вы, что опаздываете в Россию?

– Нет, пока не опаздываем. У нас в России есть очень хорошая база для развития бизнеса. В первую очередь я имею в виду команду менеджеров. У нас уже хорошие позиции в Петербурге, и мы считаем, что двигаться надо не торопясь. Если ты двигаешься слишком быстро, есть риск переинвестировать проекты, а это ведет к гибели бизнеса. Перед нами не стоит задача мгновенной экспансии, скорее предпочтем планомерное развитие в долгосрочной перспективе.

– Недавно такие гиганты, как Stora Enso и UPM Kymmene, объявили о закрытии нескольких производств в Европе, в том числе и по выпуску картонной упаковки.

– Да, европейский рынок очень сложен сейчас. Если говорить о Stora Enso и UPM, то их проблемы связаны с высокой зависимостью от дорожающего российского леса. Кроме того, падает потребление газетной бумаги, как и во всем мире. Производства закрываются и из-за высокой стоимости энергетических ресурсов. Мы тоже реструктурируем свой бизнес в Западной Европе, закрыв за пять лет 11 производств.

– В России дорожает лес, но макулатура остается здесь почти бесплатной. Что мешает развитию картонных производств?

– Лес действительно дорожает, владельцы деревьев хотят получить от них максимально возможную выгоду. Но при этом остается неразвитой система сбора макулатуры, которая могла бы стать хорошей заменой лесу. Из-за этого в России почти отсутствуют заводы, которые используют макулатуру как сырье. Еще одно препятствие на этом пути – слабая развитость транспортной системы в стране.

– Из-за резкого роста цен на продукты уже в прошлом году европейцы стали на них экономить. Не отразилось ли это на рынке упаковки?

– Европейские покупатели действительно переместились из супермаркетов в дискаунтеры. И вот что удивительно: на рынке упаковки этот фактор сказался положительно. Дискаунтеры требуют упаковку только высокого класса. Они хотят создать хороший имидж своим продуктам, упаковывая их в яркие, привлекающие внимание коробки. В России, кстати, сейчас идет тот же процесс – резко растет спрос на многоцветную, яркую упаковку.

– А как отличается динамика ваших традиционных рынков – Латинской Америки и Европы?

– Рынок Латинской Америки вырос в 2007 г. примерно на 5–10%, в этом году рост будет скромнее – 3–5%. Западноевропейский рынок растет на 1%, тогда как в Восточной Европе потребление упаковки увеличивается на 5–7%. В России за последний год мы подросли на 7%, но в ближайший год я предчувствую замедление темпов развития.

– В марте 2007 г. Smurfit Kappa разместила акции на Лондонской бирже по 17 евро, сейчас они стоят 2 евро за штуку. Может быть, стоило подождать два-три года, пока кризис пройдет?

– Выход на биржу был нашей стратегической задачей. Обе компании – и Smurfit, и Kappa – имели до слияния долгую и успешную историю на фондовом рынке. Мы хотим создать такую же историю и для новой компании. К сожалению, в наши планы буквально с первых шагов вмешался кризис. Но не думаю, что нужно расстраиваться из-за временных трудностей.