Советы консультанта: Сколько стоит звонок хедхантера


Два месяца назад один из моих клиентов спросил меня, нужно ли платить агентству по подбору руководящих кадров полную стоимость заказа, если оно представило только одного кандидата, который и получил должность. Позвонивший мне директор по персоналу считал, что это несправедливо: выложить несколько десятков тысяч долларов «за один звонок».

В ответ я рассказала ему восточную притчу о том, как однажды известный художник пришел к богачу и предложил нарисовать для него картину за крупное вознаграждение. Богач согласился, и тогда художник одним взмахом пера нарисовал бабочку. Богач возмутился: «Почему я должен заплатить такую большую сумму за картину, которую ты нарисовал за несколько секунд?!» – «Потому, что я 10 лет учился рисовать бабочку одним взмахом пера», – ответил художник.

Мне тоже иногда удается выполнить заказ «одним звонком», но, правда, это считаные случаи. Один произошел несколько лет назад. Я к тому моменту уже лет пять работала в области подбора руководящих кадров и специализировалась на компаниях в сфере товаров народного потребления. За плечами были десятки заказов, в том числе на должности директоров по продажам, так что потенциальные кандидаты были мне хорошо известны. Моим клиентом тогда была иностранная компания пищевой индустрии. Выполнив для них шесть или семь заказов, я изучила бизнес компании, ее корпоративную культуру, была знакома с руководством и московского офиса, и восточноевропейской штаб-квартиры. Получив заказ на позицию директора по продажам, я точно знала, кто будет идеальным кандидатом на должность. Человек, которого я, говоря профессиональным языком, идентифицировала за несколько лет до этого и наблюдала за развитием его карьеры с момента, когда он только пришел в отдел продаж. Сергей был моим кандидатом на другую вакансию, но не стал финалистом. В такой ситуации не всегда удается сохранить отношения, зачастую консультант не хочет звонить кандидату с плохой новостью, а кандидат, не получив ответа, обижается и на агентство, и на компанию-заказчика. Нам же удалось перевести разговор на обсуждение дальнейшей карьеры Сергея. Мы время от времени созванивались, он рекомендовал мне кандидатов по другим моим заказам, я консультировала его по тем вакансиям, которые ему предлагали, по вопросам компенсации, высылала рейтинги школ МBA, когда пришла пора повышать квалификацию. Да, забыла сказать, что Сергей обладал сильным характером, он не был «ведомым» и признавал только хорошо аргументированную точку зрения. К моменту, когда я позвонила ему, чтобы рассказать о позиции у моего клиента, я знала, что он только начинал задумываться о смене работы и еще не успел «выйти на рынок». На первом же интервью стало очевидно, что мы попали в точку, и спустя месяц Сергей уже работал в новой должности.

Была ли это удача? Конечно! Но, чтобы она произошла, нужны годы.