От убытков не уйти


Нефтяники долго ждали, снизят ли экспортную пошлину с 1 ноября. И, не выдержав, с прошлой недели стали заключать ноябрьские договоры с внутренними потребителями по цене, которая была на 69% ниже октябрьской (в среднем 2000 руб./т). Правда, уже тогда продавцы и покупатели договаривались о том, что цена повысится, если лоббистские усилия нефтяников увенчаются успехом и пошлина с ноября будет снижена. Так и вышло: с 1 ноября (задним числом) действует новая ставка – $287,3 за тонну (-22,8% к прежней). И нефтяники стали пересматривать внутренние цены.

Вчера пересмотр цен начался с основного продавца – ТНК-ВР, компания договорилась о надбавке в 1350 руб./т к прежней цене, отмечает аналитик исследовательского центра (ИЦ) «Кортес» Алла Афанасьева (представитель ТНК-BP не стал это комментировать). А в целом к концу дня средняя цена сложилась в 3300–3400 руб./т, добавляет Афанасьева.

В последние месяцы внутренний рынок давал нефтяникам некоторую премию по отношению к экспортным поставкам, но сейчас этого не случилось. По оценке Афанасьевой, экспортная альтернатива на Приморск на узле учета в Сургуте составляет 4000–4100 руб./т. Даже повысившись, новая внутренняя цена убыточна для нефтяников, отмечает и аналитик «Солида» Денис Борисов: затраты на добычу 1 т нефти могут на 500–600 руб. превышать выручку от ее продажи. Спасти может переработка, но загрузка НПЗ близка к максимальной, а вырасти ценам на нефтепродукты не даст ФАС. «Так что в ноябре в России можно ожидать снижения нефтедобычи», – полагает Борисов. Того же мнения и Людмила Лурье из ИЦ «Кортес». Она считает, что оптовые цены на нефтепродукты в ближайшей перспективе будут оставаться стабильными либо незначительно снизятся, а вот у потребительских еще есть потенциал снижения. По оценкам эксперта, на конец октября в среднем по России розничная маржа по бензину Аи-80 составила 33%, Аи-92 – 43%, дизтопливу – 40%, при том что критически низкий уровень этого показателя – 15–20%.