Слишком трезвое, чтобы обрадовать

На Винзаводе открылась выставка современных французских художников, награжденных премией фонда Ricard, – чистенькая, неназойливая, типичная

Компания Ricard специализируется на алкоголе, выставка проходит в Цехе белого вина, но работы художников, награжденных премией, исключительно трезвые. Даже кажется, что их создателям опьянение и его неизменные спутники – возбуждение, немотивированный энтузиазм и полет фантазии – совершенно незнакомы. Это, впрочем, не значит, что выставка нехороша – она вполне приятная, только какая-то безградусная.

Девять лауреатов ежегодной премии представляют то усредненное современное искусство, что не пытается тревожить душу, радовать глаз и даже развлекать не пытается. Только заполняет собой пустое пространство выставочных залов макетами современных ветряных мельниц (произведение Дидье Марселя приводят в движение моторчики), красочными пирамидками, напоминающими о фекалиях или грязи, но больше о леденцах (детская шутка Бориса Ашура), кипельно-беленькими, чуть измененных пропорций макетами зданий, похожими на кораблики («Архитектура души» Кристофа Бердагера и Мари Пежюс).

На этой выставке есть инсталляции – Мирсеа Кантор, например, рассыпала под зеленым столом для пинг-понга коричневую яичную скорлупу, которую ноги зрителей превратили в песок. Есть фотографии – Наташа Лезюер декорирует еду под маленькие вулканчики, а потом красиво снимает. Есть и видео – довольно симпатичная анимация Мирсеа Кантор, с легким намеком на смысл. И все вместе это образует выставку, созданную, кажется, из ничего – настолько представленные на ней работы стерильны.

Организаторы считают, что выставка «в целом дает достаточно четкое представление о современном французском искусстве», и не лукавят, и не только о французском.

Подобного спокойного, в меру декоративного, в меру мастеровитого и не в меру аккуратного современного искусства в мире много. Так, в позапрошлом веке было много морских пейзажей, а в прошлом – абстрактных композиций и их тоже поощряли респектабельные меценаты, стремившиеся отличать художников недерзких, во всех отношениях приятных. Вот и теперь когда-то шокирующий и удивляющий сontemporary art стал делом привычным, не вызывающим раздражения и избегающим скандалов. Когда скандалы есть – это, конечно, неприятно и сомнительно, но когда их нет – скучно.

Будем честны, после просмотра этой французской выставки остается смутное ощущение неудовлетворенности. Хочется, как говорится по другому поводу, догнать, добавить. И тут думаешь: как хорошо, что дело происходит на Винзаводе, где много галерей и везде идут выставки.

Пусть каждая из них не оставляет сильных впечатлений, но если посмотреть много подряд, то удовлетворение в конце концов наступит. Вот у Гельмана сейчас идет выставка остренькая, а в XL – хотя и про эротику, но пресная. Однако впечатлений набраться можно. Так, говорят, в кефире есть пара градусов алкоголя и теоретически от него можно слегка захмелеть, если выпить много.