Идеальное отправление музыкального конвейера

Скрипач Вадим Репин дал концерт в ансамбле с пианистом Николаем Луганским. Дуэт безупречный, хотя скрипка весит больше рояля
С. Николаев

Музыканты смогли так сыграться, что друг на друга им нечего и смотреть. Стоит Репину захотеть чуть оттянуть завершение фразы, как Луганский уже знает, что надо подождать. Стоит скрипке взять паузу, как фортепиано даст ей вступить вновь плавно, как кондуктор вступает на подножку тронувшегося поезда.

Кругосветные путешествия дуэта Репин – Луганский привели музыкантов и в Большой зал консерватории, убийственно дорогие билеты в который спрашивали на подступах. Репин и Луганский сыграли хороший концерт с хорошей программой, как и полагается мастерам.

Соната Дебюсси, соната Франка, Крейцерова соната Бетховена – кто только не играл подобных программ! Ничего исполнительски принципиального придумать тут невозможно, конвейер мейнстрима этого не допускает. Но это не означает и того, что мы обречены скучать, с досадой констатируя одну лишь сыгранность, одно лишь мастерство, одну лишь культуру музыкантов. Многое зависит от взаимных реакций выступающих и публики.

Так и вышло: Дебюсси пролистали мастеровито и аккуратно, так же началась и соната Франка. Музыка первой ее части так восторженна, что уверенной и прозаичной игры Репина ей явно недоставало. Во второй части сонаты столько мелодраматизма, сколько Луганскому с его эмоционально-звуковыми пределами просто негде взять. Но в оставшихся двух частях, где музыка беднее и во многом строится на повторах уже слышанного, оба музыканта незаметно обрели свободу диалога и заразили ею публику. Репин и Луганский переломили ход концерта в свою пользу и заслужили первую искреннюю овацию.

Начав после антракта Крейцерову Бетховена уже на найденной волне, партнеры всю ее провели в увлекательном обмене инициативой. Луганский вдруг обрел себя в игривых вариациях: с пикантной ритмикой, трелями и грациозными полетами у него дело обстоит много лучше, чем с кантиленой.

Бисы, включая Бартока и Чайковского, были сыграны несколько прямолинейно, но эффектно. В сухом остатке концерта – то, что мы знали и раньше: Репин – партнерозависимый музыкант. Из русских пианистов он лучше всего играл с Борисом Березовским, равным ему и не похожим на него, – выходило захватывающе. Но и с Луганским, держащим втору, тоже очень мило.