Продается наследство принцессы Тире

В Историческом музее Sotheby’s показывает топ-лоты ноябрьского лондонского аукциона императорских и королевских подарков, на которые лучше смотреть через лупу
С. Николаев

На аукционе, который пройдет в Лондоне 24 ноября, большинство лотов – это подарки, полученные принцессой Тире Датской, герцогиней Камберлендской и выставленные на торги ее наследницей, не прямой, но тоже титулованной – принцессой Ганноверской и графиней Золмс-Лаубахской. Какими бы ни были коллекционные вещи, в их цену, безусловно, входят и пышные имена их владельцев.

На выставку в Историческом музее привезли в основном подарки, сделанные сестрой принцессы Тире – российской императрицей Марией Федоровной, супругой Александра III. Как известно, в венценосном семействе Романовых любили одаривать друг друга изделиями фирмы Карла Фаберже – предметами мелкими (все же это были семейные презенты, а не дипломатически важные подношения), но выполненными чрезвычайно искусно из самых ценных материалов.

Главный экспонат выставки, которую могут посмотреть 8 и 9 ноября все посетители Исторического, – это серебряная, покрытая алой эмалью рамка в форме сердца с миниатюрным, обрамленным жемчугом портретом красавицы императрицы Марии Федоровны. Эстимейт этой драгоценной безделицы составляет 60 000–80 000 фунтов. В дополнение к сердечку высотой в 7,5 см дается записка на датском языке: «Моей любимой Тире в канун Рождества 1905 года».

Еще Мария Федоровна дарила младшей сестре настольный звоночек, украшенный золотом и сиреневой эмалью (40 000–60 000 фунтов), агатовый кулон-печать в форме совы высотой в 3 см (25 000–35 000 фунтов), нефритовый ножичек для бумаги с подставкой, кругленькие коробочки, фигурки животных и прочие симпатичные мелочи. В основном это вещи от Фаберже, но бывали и исключения – премилая нефритовая груша, оцененная в 6000–8000 фунтов, была сделана в мастерской Картье.

Другие венценосные родственники принцессы Тире особой фантазии в подарках не проявляли, дарили ей в общем то же самое: нефритовые ножички, драгоценные звоночки, печатки, рамки для фотографий, флакончики для духов. Но вот ни одного пасхального фабержешного яичка на аукционе не будет. Может, их дарили только православным родственникам или они не сохранились.

Несмотря на то что цены на подарки принцессы Тире не рекордные (общий эстимейт всех предметов – $1 млн), Sotheby’s считает этот аукцион очень важным и ставит его в один ряд с сенсационными продажами – вещей Фаберже из коллекции Форбса и собрания Ростроповича и Вишневской. Дело в том, что на рынок редко выходят предметы, находившиеся в руках только особ королевских фамилий, а это очень ценится в среде новых богатых.