Бизнес и общество: Принуждение к платежам


В  последнее время все чаще говорят, что в кризис выживут конкурентоспособные компании. В кризисной ситуации вся конкуренция сводится к одному – кто выжил, тот и выиграл. Крупные компании пытаются выжить за счет налаженных отношений с банками, производственных связей и очереди поставщиков, бьющихся за то, чтобы заключить контракт с монстром на поставку ему продукции. Крупные компании для малого и среднего бизнеса всегда были основным покупателем результатов их деятельности. Удачей было заключить контракт с надежными, платежеспособными фирмами. Платежи в срок, большой объем потребления, регулярное поступление выручки и, как следствие, возможность существования для малого и среднего бизнеса.

Опасное проявление кризиса для малых и средних компаний заключается в задержке платежей от крупных. Когда денежные средства ограничены, финансисты начинают выбирать, кому заплатить. В первую очередь можно отказаться от нестратегических партнеров. От тех, у кого нет ресурса лоббизма оплаты возникшей задолженности. Не получая оплаты за свой товар от одного, двух, трех покупателей, небольшие компании просто теряют источник финансирования. Продолжение деятельности становится бессмысленным. Даже если предположить, что компания, которой перестал платить поставщик, получит кредит и произведет очередную партию товара (услуги), она опять не сможет его продать.

Сегодня малые предприятия в лучшем случае получают от крупных компаний предложения о реализации их продукции. Например, наша компания НПК «Софэкс» получила письмо от ООО «Татнефть-нефтехимснаб» с предложением о реализации шин для «Камаза» сотрудникам со скидкой. «Татнефть» ссылается на финансовые трудности. Зачем сотрудникам моей небольшой компании шины от «Камаза», в письме не объяснялось. Другой надежды на погашение имеющейся задолженности «Татнефть» не предоставила. Наши сотрудники должны купить шины со скидкой, а мы зачесть их в оплату задолженности «Татнефти»? Получается, что кризисная конкурентоспособность поставщиков проявляется только в том, как они смогут выбить задолженность. Смогут ли они найти инструмент для убеждения крупных компаний провести платеж, от которого зависит, выживет компания или разорится.

Неплатежи в промышленности растут. Правительство только что опубликовало антикризисные меры, которые предполагают помощь в виде кредитования. Даже если предприятия малого и среднего бизнеса прорвутся через отсев со стороны банков (жесткое требование залога в виде недвижимости, ограничение срока кредита одним годом), один только банковский кредит их не спасет.

Дмитрий Медведев призвал пробить «тромбы» неплатежей. Но чиновники пока не знают, как это сделать. Олигархи стоят в очереди в Белый дом за государственными деньгами, а в какую очередь становиться малому бизнесу (ведь все слова о помощи этому сектору пока остаются словами)?

На мой взгляд, нужна такая антикризисная мера – принудительный факторинг. Принудительный – потому что диктуемый напрямую государством через систему крупнейших государственных банков. Например, банки получали бы от государства средства не только на кредитование через отбраковку предприятий по принципу «с недвижимостью или без», а использовали бы государственные деньги на выкуп задолженности крупных компаний перед поставщиками. Ведь банки, названные правительством как основные спасатели экономики, обладают гораздо большим ресурсом по выбиванию задолженности, чем небольшие компании. И крупные компании будут задерживать платеж уже не никому не известной компании, а ВТБ или Сбербанку. Конечно, банкам это не принесет большой выгоды, возиться с долгами еще хуже, чем с кредитами, но они же государственные и могут выполнять функцию регулирования долгов. Как сказал Владимир Путин, извлечение сверхприбылей банками будет жестко контролироваться Минфином и Центральным банком.

Кредитование малого и среднего бизнеса может лишь отложить его кончину, а вот восстановление платежей за поставленную продукцию могло бы стать быстродейственной мерой помощи реальному сектору, который уже сегодня останавливает отгрузки.