Модернизация: Экономика предложения


Период, отмеченный высокими ценами на сырье, быстрым ростом капитализации российских компаний и доступностью кредитных ресурсов, подходит к концу. Завершается время, позволявшее не задумываться о причинах экономического подъема и не тревожить себя оценками перспектив. Хотя за 2002–2006 гг. доля природных ресурсов и продуктов их первичной переработки в экспорте выросла с 78,2% до 85,5%, а машин, оборудования и транспортных средств упала с 9,4% до 5,6%, экономика казалась уверенно развивающейся. Благоприятная конъюнктура позволяла наполнять бюджет, а высокий спрос подогревал импорт. Ввоз из-за границы продовольствия в 2000–2007 гг. вырос в 3,7 раза, товаров народного потребления – в 4,3 раза, машин и оборудования – в 7,1 раза, сложной электронной техники – в 12,8 раза, а легковых автомобилей – в 22,3 раза. В то же время отечественная промышленность стагнировала, доля расходов на науку составила в 2006 г. меньшую долю федерального бюджета, чем в 1992-м, а число научно-исследовательских работников за 1992–2006 гг. сократилось более чем вдвое.

Экономика росла за счет искусственно подогреваемого спроса: за 2000–2007 гг. промышленное производство выросло на 64,2%, ВВП – на 72%, зато оборот розничной торговли увеличился в 4,6 раза, доходы населения – в 5,5 раза, а кредиты физическим лицам – в 72,5 (!) раза. Задолженность банков и корпораций только перед иностранными кредиторами в 2001–2007 гг. выросла в 15,5 раза – с $31,4 млрд до $488,3 млрд.

Нищета экономики спроса

Эта экономика спроса, стремительно сформировавшаяся в России за 2000–2007 гг., оказывается в новых условиях нежизнеспособной – причем по нескольким причинам.

Во-первых, массированный приток экспортных доходов, привлекаемых кредитов и повышение капитализации компаний сокращали внимание к реальным показателям производственной деятельности. Даже ресурсодобывающий сектор – главный катализатор роста – уверенно проигрывал в темпах роста добычи соседям по СНГ: если в 1989 г. на Россию приходилось 90,5% добытой в СССР нефти и 94,2% газа, то сегодня доля РФ в добыче стран бывшего СССР не превышает по нефти 79,3%, а по газу – 78,6%. В остальных отраслях реальная производственная ситуация гораздо более тревожна.

Во-вторых, ввиду сопутствующего росту доходов укрепления рубля отечественные производители оказывались в проигрышном положении по сравнению с зарубежными, что воплощалось в уже отмеченном росте импорта, в разы превосходившем темпы роста реального сектора экономики. Следствием этого стала гипертрофированная роль торговли в российской экономике: по итогам 2007 г. ее вклад в «удваивающийся» отечественный ВВП достиг 17,7% (а доля всех обрабатывающих производств – 16,4%).

В-третьих, Россия за эти годы не выстроила механизма поддержания спроса на свою валюту; рубль остался условно конвертируемым и не используется в международных расчетах. Отсутствие возможности эмиссии свободно конвертируемой валюты делает невозможным и поддержание экономики спроса (в отличие, например, от США); бюджет и ЦБ ограничены размерами валютных резервов, так как в случае впрыскивания в экономику значительного объема рублевой ликвидности она будет конвертирована и выведена за рубеж.

Экономике, сложившейся в России в 2000-е гг., впору дать и другое определение: это экономика иждивенчества. Ее следствиями стали укоренение в обществе привычки жить в долг, апология потребительства, разрастание перераспределительных функций власти, рост коррупции и формирование среднего класса не из представителей малого и среднего бизнеса и профессионалов-менеджеров, а из числа лиц, причастных к распределению бюджета и нефтегазовой ренты.

За экономику предложения

Дальнейшее накачивание российской экономики деньгами непродуктивно. Государственные инвестиции неэффективны, кредитование населения стимулирует импорт и завышает цены на недвижимость. Необходимо перейти к экономике предложения, основанной на возрождении промышленности и сервисного сектора. Финансовые трудности, на наш взгляд, не препятствуют реализации данного курса, а лишь делают ее еще более насущной.

Фундаментальной основой нового курса должно стать снижение давления государства на хозяйствующих субъектов при одновременном повышении эффективности регулирования экономики. Мы солидарны с Дмитрием Медведевым, подчеркнувшим в своем послании, что «граждане России сейчас в гораздо большей степени, чем в начале реформ, готовы к свободной деятельности, деятельности без государственной опеки», и исходим из того, что государство не может лучше граждан решать, как им жить. Власти должны подвергнуть пересмотру объем законодательства, регулирующего различные аспекты предпринимательской деятельности. Предоставив бизнес самому себе и не мешая ему выживать и развиваться, государство должно сосредоточиться на точечной модернизации и выполнении программ, гарантирующих рост уровня жизни социально незащищенных слоев населения.

Меры, способные обеспечить гармоничный рост экономики, могут быть следующими.

Во-первых, резкое улучшение условий хозяйствования для производителей конечной продукции: отмена платы за использование земли под промышленными объектами и импортных пошлин на ввоз производственного оборудования всех видов, обнуление налога на добавленную стоимость на товары народного потребления отечественного производства при сохранении его в полном объеме на поступающие по импорту.

Во-вторых, стимулирование переноса в Россию конечных производств из-за рубежа. Установление лимита капиталовложений, при осуществлении которых иностранное предприятие освобождается от налога на прибыль на 5–10 лет (за исключением строительной отрасли). Следует ввести резервирование части иностранных кредитов (как это делается при привлечении депозитов российскими коммерческими банками), направив соответствующие суммы в специальный фонд страхования кредитных рисков.

В-третьих, следует заморозить тарифы энергетических и коммунальных монополий на пять лет. Если они окажутся не в состоянии снижать издержки – прибегнуть к их разукрупнению или продаже внешним инвесторам. Параллельно нужно в кратчайшие сроки принять и ввести в действие общенациональную программу энергосбережения, в разы снижающую совокупную налоговую нагрузку на предприятия, обеспечивающие рост производства при сокращении затрат на тепло-, электроэнергию и мощность.

В-четвертых, нужно стимулировать сбережения предприятий и населения; для этого следует поддерживать ставки привлечения депозитов граждан выше уровня инфляции, отменив налог на доходы с депозитов, размещенных в банках, а также освободить от налогов любые виды дивидендов (подчеркнем: не доходы от роста курсовой стоимости акций, а именно дивиденды). Поступательное снижение инфляции в ближайшие годы должно остаться основной целью деятельности правительства.

В-пятых, стимулировать развитие инфраструктуры и транспорта, для чего объявить открытые (в том числе и для западных инвесторов) конкурсы на строительство и получение в концессию автомобильных дорог и аэропортов, разрешить создание транспортных (в том числе авиа-) компаний с иностранным участием. Учитывая высокие риски, застраховать возможные потери инвесторов от действий властей или изменения законодательства в западных страховых институтах за счет средств бюджета.

В-шестых, создать государственные структуры, софинансирующие импорт технологий и контролирующие целевое использование выделяемых средств, а также кредитующие экспорт конечной продукции российских перерабатывающих производств.

В-седьмых, провести делистинг акций госкомпаний с фондовых бирж для формирования адекватного понимания их производственных показателей, предотвращения надувания фондового пузыря и сокращения получения ими займов под собственные ценные бумаги (заметим, в Европе крупные компании, например Gaz de France, не торговались на бирже, пока оставались в государственной собственности).

Россия не Америка; она еще не заработала того статуса в мировой экономике, который позволил бы вывести на аутсорсинг промышленное производство, вздуть капитализацию фондового рынка до 135% ВВП и легко привлекать долги, превышающие валютные резервы. Это еще впереди – но в такое будущее ведет путь, предполагающий отказ от экономики спроса и строительство экономики предложения.-