Выдвинулись

В Центральном доме художника открылась выставка номинантов на премию Кандинского 2008 г. – большая, красивая и безответственная
С. Николаев

Вот «Парад астральных тел» старейшего Бориса Орлова или пенопластовый трон в инсталляции Сергея Шеховцева – это, кто бы спорил, серьезные вещи и иллюстрации на тему державной напыщенности. Сергей Воронцов покрыл мозаикой космической тематики худоногую мебель 60-х – получилось произведение «Космос – лучшая одежда для отдыха», ироничное, не злое. Виталий Пушницкий показал умение работать со скульптурной формой. Красива деревянная «Библиотека Пиноккио» Петра Белого. И тут же – гламурный лепет про Ренату Литвинову или нелепая, как псевдоним автора, «Солдатская Библия» Танатоса Баниониса.

Особенность премии Кандинского – сами художники, а не организации выдвигают на нее работы. Художники, как правило, легкомысленны и впечатлительны. В прошлом году премию присуждали первый раз, и они выжидали – вдруг все заранее решено, да и статус мероприятия не ясен. Но международное жюри приняло решение понятное, церемония награждения прошла на ура, лучшие работы свозили на выставки за границу.

Ну и в этом году художники рванули – только допущенных жюри к конкурсу оказалось 70 человек, дуэтов и групп. А сметливая Диана Мачулина выставила себя дважды – в номинациях «Проект года» и «Молодой художник».

Выставка вошедших в лонг-лист премии оказалась необъятной, не по количеству – третий этаж ЦДХ опытный глаз охватит, – но по качественному разбросу. И в тренированной голове не укладывается, почему все здесь – искусство, надо же отличать дураков от талантов, имитаторов от мастеров, плагиаторов от авторов.

Премия Кандинского присуждается за достижения этого года, но на нынешней выставке работ уровня прошлогодних финалистов не видно, хотя участвуют художники из наших лучших. Но последняя анемично-эротическая серия Айдан Салаховой и евангельско-газетный цикл Дмитрия Врубеля видятся неудачами, однако их еще раз показывают.

Не получившейся кажется и «Оборона» группы «Синий суп», но, может быть, и к лучшему – наконец они пропустят вперед в разделе медиаарта Антона Литвина и Владимира Логутова. Если бы здесь был Виктор Алимпиев с видео «Чей это выдох?», то мог бы и победить, но он подался в «Проекты». Обидно, но факт – на выставке как-то совсем теряются работы фотографов.

Конечно, претендовать на премию Кандинского (40 000 евро – за лучший проект, 10 000 евро – за медиаарт, стажировка во Флоренции – молодому художнику) можно каждый год – и ни чуткий галерист, ни умный куратор не смогут убедить художников лишний раз не выставляться.