Новинки книжных развалов


Бизнес по науке: чему менеджерам стоит поучиться у биотехнологов

Гордон Байндер

Филип Бэше

М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. 272 с. (книги Стокгольмской школы экономики)

Кроме «сжигания корпоративного жира» – массовых увольнений в период кризиса, каждую компанию подстерегает «скорость сгорания» самой компании – ежемесячные издержки на ведение бизнеса. Компания Amgen, как описывается в книге «Бизнес по науке», успешно решала обе проблемы: годовой «коэффициент текучести кадров» составлял 5%, к 2000 г. компания «получила $1,1 млрд чистой прибыли и $3,6 млрд валового дохода, в то время как биотехнологическая отрасль в целом потеряла $5 млрд, поскольку каждый препарат в среднем требует вложений в размере около $500 000, прежде чем будет выпущен на рынок».

Кто-то видит причины феноменального успеха компании в харизматической личности главного автора книги Гордона Байндера, дюжину лет совмещавшего должности CEO и председателя совета директоров Amgen. Отчасти это так, если судить, например, по разбирательству в федеральном суде США с компанией Johnson & Johnson, для которой «это дело стало мелкой стычкой, а для Amgen – вопросом жизни и смерти». Однако Байндер предлагает любому читателю извлечь из книги «полезные уроки». Осмелюсь заявить, что уроки извлекаются легко, стоит только поближе познакомиться с тем, что из себя представляет «бизнес по науке».

«Спланировать эксперимент для решения бизнес-проблемы просто (по крайней мере, по сравнению с разработкой структуры клинических исследований безопасности и эффективности нового препарата), – отмечается в книге. – Но компании нечасто проводят такие эксперименты. Да, они могут испытывать новые идеи, но лишь немногие компании проводят спланированные по всем правилам эксперименты так, как это сделали бы ученые».

Авторы утверждают: чтобы применить научный метод в бизнесе, следует совершить всего три шага: четко сформулировать вопрос, отработать все детали проведения эксперимента и выработать способ оценки. Кому-то, возможно, эти шаги покажутся упрощением. Но именно они позволили самой компании Amgen выявить пять основных принципов работы, два из которых звучат так: «Оказание помощи сотрудникам в выполнении их работы – основная обязанность менеджера; и напротив: оказание помощи руководителю в выполнении его работы не является основной обязанностью сотрудников».

Щедро оплачивая работу своих специалистов (в книге приводится даже система зарплатных матриц), компания успешно решала текущие проблемы. В рекордные, надо заметить, сроки. Например, в 1987 г. 12 сотрудников приступили к подготовке документации для FDA (Food and Drug Administration). Для одного препарата такая работа обычно составляла 280 дней, а они уложились в 93, написав «140 томов документации; их стопка возвышалась на 2,7 м». Эффективность, которой трудно не позавидовать. Особенно в кризис.