Убывающая киноконтркультура

В Петербурге прошел фестиваль «Чистые грезы» – самый масштабный смотр неформатного и неформального кино в России. В этом году он оказался и меньше, и скромнее

Ленинградский дворец молодежи, где уже одиннадцатый раз проходят «Чистые грезы», – реликт прошедшего времени. Для фестиваля трудно найти более подходящее место. Сейчас фестиваль – памятник тем далеким временам, когда «контркультура» значило «хорошо», а все остальное – «плохо». Лучшего пространства для такого анахронизма, кроме как громадный полупустой совковый зал, не придумаешь.

Фестиваль открывался патетичным перформансом: молодые люди, выкрикивающие лозунги о свободе самовыражения и презрении к миру чистогана, один за другим гибли от пуль мрачного персонажа в черном. Перформанс этот должен был отражать высокие идеалы фестиваля: мы подыхаем, но продолжаем снимать кино. Об этом же говорил в своей приветственной речи президент фестиваля Александр Баширов, культовый персонаж и борец за чистое искусство – таких уже, кажется, вовсе не осталось, припанкованных продюсеров, для кого все то хорошо, что для других совершеннейший неликвид.

Сильной стороной «Чистых грез» всегда была основная программа. Зачастую фестиваль был единственной возможностью увидеть новые фильмы Евгения Юфита, короткометражки Киры Муратовой или почти всегда удачные эксперименты восточнославянских режиссеров-авангардистов. В этом же году у программы фестиваля был только один козырь, и тот весьма сомнительный, – «Железная дорога», второй фильм Алексея Федорченко, три года назад дебютировавшего псевдодокументалкой «Первые на Луне». Но фильм если не разочаровал зрителей, то подтвердил их дурные подозрения: мастерство Федорченко ограничивается умением придумать забавную идею. Воплощение ее удается ему из рук вон плохо: простенький анекдот он растягивает на час с лишним экранного времени и насыщает лишними подробностями.

В остальном программа была заботливо составлена из европейского неприкаянного инди-кино, ради которого на «Чистые грезы» по-прежнему стоит ходить: в отличие от американского, оно не имеет ровным счетом никаких перспектив на широкий прокат. Фильмы Горана Дукича, Райнера Сарнета или Коэна Мортье оказываются аутсайдерами – а они, поверьте, стоят того, чтобы дойти до публики. Компанию европейцам составляют такие же отечественные аутсайдеры вроде Ольги Дарфи. Одним словом, здесь фестиваль «Чистые грезы» свою функцию с честью выполняет – доносит до публики то, что упустили прокатчики и вряд ли к упущенному вернутся.