Домен нашел хозяина

Японский производитель автокомплектующих Denso одержал в суде победу над российским ООО «Денсо» в борьбе за доменное имя denso.com. До сих пор все российские суды признавали ООО законным владельцем этого домена
Д. Гришкин

Точку в многолетнем разбирательстве вокруг домена denso.com поставил президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) России. Вчера он вынес решение по иску петербургских компаний «Денсо» и «Сервиспойнт» к Denso Corporation, признав права японской компании на доменное имя denso.com (решение опубликовано на официальном сайте суда). Весной 2000 г. Denso забыли продлить его регистрацию, и имя было перехвачено компанией Danso Domain, в том же году переуступившей его российской «Денсо». Годом позже «Денсо» договором простого товарищества передала права на использование этого домена компании «Сервиспойнт», оставшись его администратором. В 2003 г. с той же «Сервиспойнт» «Денсо» заключила договор о лицензионном использовании товарного знака «Денсо», зарегистрированного по классу «доставка корреспонденции».

Однако Denso потребовала вернуть ей домен. В жалобе японской корпорации говорилось, что ее товарный знак зарегистрирован в 103 странах мира, включая Россию и СССР, по широкому классу товаров – от автомобильных комплектующих до программного обеспечения.

В 2003 г. центр Всемирной организации по интеллектуальной собственности (ВОИС) по арбитражу и посредничеству признал за Danso права на спорный домен. Но два года спустя российские владельцы домена успешно оспорили это решение в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области (такой порядок допускается единым регламентом рассмотрения доменных споров, который использует центр ВОИС). «Денсо» утверждала, что товарный знак Denso неизвестен в России, тогда как сама она еще с 1993 г. использует торговое наименование «День Софии» (сокращенно «Денсо», или denso). С тех пор различные судебные инстанции несколько раз выносили противоречивые решения по этому делу. Тогда Denso обратилась в ВАС.

Этим летом ВАС подтвердил правомерность требований японской корпорации. В решении суда говорилось, что фирма «Денсо» была зарегистрирована лишь за один день до покупки доменного имени, а сайт denso.com не использовался для коммерческой деятельности – там был только дайджест новостей, а сам домен был заложен по договору лизинга. К тому же судьи учли, что ранее компания «Сервиспойнт» уже была замечена в недобросовестном использовании доменных имен (в частности, в 2002 г. Herbalife International выиграла в центре ВОИС иск по домену dermajetics.com, владелец которого также был связан с «Сервиспойнт»). Президиум ВАС утвердил правоту Denso окончательно.

«Впервые российский суд установил критерии рассмотрения споров по международным доменным именам, и эти критерии, на наш взгляд, правильные», – отмечает партнер юридической компании Baker & McKenzie (представлявшей интересы Denso Corporation) Денис Хабаров. Ранее «Денсо» настаивала на том, что спор должен решаться исключительно по российскому законодательству. Но если речь идет о доменах в междуwситуации, когда один и тот же товарный знак зарегистрирован в разных странах, и в таких случаях с помощью национальных законодательств спор не разрешить, продолжает Хабаров. Центр ВОИС рассматривает споры по доменным именам еще с 1999 г., но до сих пор российские суды ни разу не учитывали его решения, напоминает партнер юридической компании Salans Виктор Наумов; «решение по делу denso.com прецедентное».

С представителями «Денсо» и «Сервиспойнт» связаться не удалось.