Глобалист: Послание не туда


Перед Россией встала реальная перспектива обнуления экономического роста на неопределенный период. Приток иностранного капитала, служивший источником роста в прежние несколько лет, сменился оттоком, а собственная финансовая система страны не может обеспечить экономику необходимыми ресурсами для роста. Единственным поддерживающим фактором остается помощь, выделяемая из финансовых резервов государства, но скорость их таяния не внушает оптимизма.

В таких условиях выступления лидеров страны, по идее, должны быть направлены на решение важнейшей задачи – обеспечения скорейшего возврата капиталов в страну. Тем более что, как бы ни хотелось властям изобразить виновником оттока средств Америку, сами они прекрасно отдают себе отчет в наличии собственного вклада в этот процесс.

Ожидания того, что первое президентское послание Дмитрия Медведева сможет хоть как-то поспособствовать восстановлению доверия к России, развеяны. Пообещав «обозначить свое видение фундаментальных норм нашей жизни», Медведев не дал ни намека на стратегическую корректировку политического и экономического курса. Места для честной оценки главных болезней путинской системы в послании не нашлось. Например, о проблеме коррупции речь снова в третьем лице, как будто это некая сама собой возникшая раковая опухоль, – ни слова о Gunvor, выводе активов из «Газпрома», испанских дачах функционеров «Единой России».

Не нашлось в послании места для признания ответственности за ущерб деловому климату, нанесенный политикой государства – избирательным применением права против частных собственников и фаворитизмом в отношении госкомпаний. Не прозвучало гарантий того, что власть осознает пагубность таких действий и намерена воздержаться от их повторения в будущем.

Зато Медведев потребовал внесения изменений в Конституцию для продления президентских полномочий и совершенно не к месту разразился обильной конфронтационной антизападной риторикой, пообещав размещать в Калининграде ракеты. В последние месяцы стала появляться хрупкая надежда на нормализацию атмосферы между Россией и Западом, занявшим довольно мягкую позицию в отношении России и показавшим готовность не зацикливаться на ее августовском нападении на Грузию. В США избран новый президент не из лагеря «ястребов», что дает шанс для улучшения отношений с этой страной. Но сейчас эта надежда поставлена под удар.

Отбрасывая косметическую экзотику типа предоставления малым партиям одного-двух мест в парламенте, основные сигналы послания Медведева – готовность раскручивать конфронтацию с Западом и изменения в Конституцию, сохраняющие у власти группировку, зарекомендовавшую себя авторитаризмом и экономическим интервенционизмом. Едва ли с этим можно рассчитывать на быстрый возврат капиталов и доверия инвесторов. Тем хуже для будущего российской экономики.