Кризис менеджмент: Делаем ставки


Кризис привел многих наемных топ-менеджеров к серьезным раздумьям о том, что делать дальше: пережидать кризис в своей компании, уходить в другую или уехать на полгода-год в теплые края, пока не пройдет паника. Как найти место под солнцем в это нелегкое время?

Во-первых, не нервничайте. Сейчас преобладают панические настроения, которые серьезно осложняют какие-либо адекватные прогнозы. Если компания пока не планирует с вами расставаться, подождите, чем обернется ситуация, а потом уже принимайте решения. Программа-минимум – ждать до начала календарного года, максимум – пока не поймете, что в компании все действительно плохо. Стоит приглядеться и оценить, будете ли вы нужны компании месяцев через шесть.

Если вам уже понятно, что все плохо, посмотрите на индустрии, которые кризис затрагивает в последнюю очередь или которым он на руку. Это отрасли массового потребления, энергетика, мобильная связь. Люди скорее всего станут меньше ездить за границу, будут больше времени проводить за городом. Все эти тенденции стоит учесть и сформировать картину отраслей, способных вырасти на фоне кризиса.

Кризис – время больших переделов, многие компании поменяют владельцев и серьезно задумаются о повышении эффективности, повысится интерес к людям, способным оптимизировать бизнес-процессы и затраты; например, финансистам есть смысл сделать фокус на внутренние финансы, будут востребованы специалисты по фандрайзингу, риск-менеджменту, управлению ликвидностью. Возрастет интерес к специалистам по M&A, антикризисным управляющим, появится запрос от госсектора как следствие скупки активов.

Многие специалисты переходят в государственные компании: работа там кажется им более стабильной и в них есть потребность. Такой вариант тоже вполне имеет право на существование.

Главное – сделать ставку на правильную лошадь. В кризис 1998 г. многие сотрудники финансовых компаний остались с крупным пакетом акций предприятий, переквалифицировались в управляющих и на этом поприще немало преуспели. Например, была одна инвестиционная компания, которая перед кризисом по заказу клиента скупила большой пакет акций трубного завода. Грянул кризис, клиент не перечислил деньги и не стал переводить на себя акции. Ребята остались с акциями и решили сами заняться управлением предприятием, в итоге через 5–6 лет успешно его продали. Подобные истории могут сейчас произойти с банками и инвестиционными компаниями, которые давали кредиты под залог акций. Поэтому будут привлекаться люди для управления этими залогами, чтобы они как минимум не подешевели, как максимум – подорожали.

Если взглянуть на кризис философски, то это неплохое время, чтобы поехать поучиться. Кроме того, есть еще один плюс: ценность топ-менеджеров, успешно переживших кризис, возрастает, они получают больше перспектив для развития карьеры, в частности в условиях новых кризисов. Например, сейчас около половины топ-менеджеров – это люди, прошедшие через перипетии 1998 г. и различные отраслевые кризисы. А как мы знаем, кризисы – процесс циклический, и, уверяю вас, этот кризис не последний. Используйте его для профессионального роста.