Хартмут Ретцлаф: «У нас достаточно средств на приобретение компаний», - Хартмут Ретцлаф, председатель правления, генеральный директор Stada Arzneimittel AG

Сейчас немецкая Stada – крупнейший иностранный инвестор в российскую фармацевтику. Но Ретцлафу хотелось бы настоящей конкуренции с международными игроками на здешнем рынке
С.Портер

Хартмут Ретцлаф говорит, что временами в России ему работать приятнее, чем в Германии. Это заметно: в 2004 г. компания за $80 млн приобрела российский «Нижфарм», а еще через три года потратила $135 млн на покупку «Макиз-фармы» с производственными площадками в Москве и Рязанской области. Крупнейшие мировые производители лекарств пока только заявляют о намерениях: о планах купить или построить здесь завод с начала года говорили швейцарские Novartis и Nycomed, датский Ferrosan и израильская Teva. В интервью «Ведомостям» Ретцлаф рассказывает, насколько дешевле производить лекарства в России по сравнению с Европой, и уверяет, что работникам фармацевтической индустрии безработица не грозит.

1986

директор по маркетингу и дистрибуции Stadapharm GmbH

1991

управляющий директор Stadapharm

1992

зампредседателя правления по маркетингу, дистрибуции, согласованиям, медицине и международным филиалам Stada Arzneimittel AG

1994

назначен председателем правления, генеральным директором Stada Arzneimittel AG

Stada AGM

фармацевтическая компания. финансовые показатели (2007 г., мсфо): Выручка – 1,57 млрд евро, Чистая прибыль – 106,67 млн евро. Акционеры – 99% акций в свободном обращении. Капитализация – 1,39 млрд евро. Основана в 1895 г. в Дрездене. Продукция продается в 30 странах Европы и Азии.

– Как на деятельности вашей компании отражается мировой кризис?

– Фармацевтические компании страдают от кризиса вместе со всем рынком. Однако на оперативной деятельности Stada это не отразится. У нас достаточно средств на развитие, в том числе приобретение компаний. Фармацевтический бизнес – надежный бизнес: за свои рабочие места наши сотрудники в связи с финансовым кризисом в отличие от банкиров могут не опасаться. Население стареет, системы социального страхования страдают от раздутых расходов. Поэтому повышается спрос на дженерики (более дешевые аналоги инновационных лекарств, вышедших из-под патентной защиты), которые мы производим.

– Несколько лет назад вы сделали ставку на развитие в России, это себя оправдало?

– Мы очень довольны тем, как развивается наш российский бизнес. Результаты нашего подразделения в России настолько хороши, что уже через пять лет после первой покупки этот рынок вышел на второе место по значимости для Stada после немецкого. Сегодня на Россию приходится 10% наших продаж, на Германию – 36%. Прибыльность нашей работы на российском рынке также выше средней по группе Stada.

– На сколько?

– Мы принципиально не раскрываем маржу, однако наш оборот в России за полгода составил примерно 75 млн евро, по году мы ожидаем не менее 150 млн евро. Рост продаж в первом полугодии 2008 г. по сравнению с 2007 г. составил 66% в рублях и 54% в евро, тогда как по группе в целом продажи увеличились на 12%. Причем столь быстрые темпы развития российского бизнеса компании наблюдаются с момента приобретения «Нижфарма». Так, в 2004 г. объем продаж Stada в России составлял порядка 3,5 млн евро, а по итогам 2005 г. он увеличился до 67,6 млн евро.

И в момент покупки «Нижфарма», и сейчас мы убеждены, что российский рынок будет расти существенно быстрее европейского. Причем, по нашим прогнозам, такая ситуация сохранится еще довольно долго. Потребление лекарств на душу населения здесь все еще намного ниже, чем в Европе. Хотя российский фармацевтический рынок уже вошел в число крупнейших фармацевтических рынков мира.

– А с чем вы связываете то, что в России совершенно другая структура потребления лекарств? Первые места в рейтингах препаратов, к примеру, занимают не дорогостоящие лекарства против рака и сердечно-сосудистых заболеваний, как в Европе. На верхней строчке топа сейчас противовирусный препарат «Арбидол».

– Возможно, это вопрос распознавания и диагностики заболеваний. Если противовирусный препарат стоит на первом месте в рейтингах, это еще не значит, что россияне больше ничем не болеют или что дорогостоящие лекарства для лечения сердечно-сосудистой системы им не требуются. Но распознать простуду значительно легче, чем гипертонию. По мере изменения работы системы здравоохранения будет меняться и структура потребления лекарств, и это даст нам новые возможности для развития бизнеса.

– А российское подразделение Stada сможет эти возможности использовать?

– Наши российские компании, в частности, смогут расширить свой портфель, в том числе и за счет препаратов Stada. На данный момент объединенный продуктовый портфель компаний «Нижфарм» и «Макиз-фарма» содержит порядка 130 наименований препаратов. В дальнейшем их количество может увеличиться как за счет работы собственного подразделения R&D, так и включением разработок других компаний группы Stada. Сейчас только в процессе регистрации находится 122 международных непатентованных наименования лекарств.

Кроме того, в рамках программы постоянной оптимизации затрат мы сами будем стремиться производить больше продукции здесь, в России. Исторически большая часть наших лекарств выпускалась контрактными производителями, но в связи с расширением группы мы приняли стратегию, ориентированную главным образом на собственное производство. В 2007 г. на собственные площадки приходилось чуть больше половины общего объема выпуска. Наша цель – производить самостоятельно до 70–80% лекарств. Уже к концу 2008 г. «Нижфарм» начнет выпускать первые препараты Stada для европейских рынков и станет активным звеном в сети наших поставок для всей группы.

– Вы не опасаетесь, что лекарствам, произведенным в России, европейский потребитель будет доверять меньше, чем произведенным в Евросоюзе?

– Полученный компанией «Нижфарм» сертификат GMP ЕС явно подтверждает соответствие производимой продукции европейским требованиям к качеству препаратов. Кроме того, «Нижфарм» является неотъемлемой частью группы Stada, которая несет ответственность за качество производимых в компаниях группы лекарств.

– Насколько дешевле производить лекарства на российских площадках?

– Все зависит от конкретного препарата. Но мы исходим из того, что в целом собственное производство обходится приблизительно на 50% дешевле контрактного. Перенос производства в Россию поможет нам сохранить позиции на рынках Евросоюза, где между производителями очень жесткая конкуренция цен.

– Намерены ли вы в таком случае расширять свои мощности в России?

– На данный момент нам хватает производственных мощностей, заводы, которые у нас есть, сейчас загружены примерно на 70%. Но, когда мы полностью используем имеющиеся ресурсы, дальнейшее расширение возможно. При этом нас интересует не только Россия, но и страны СНГ. Помимо этого Stada также будет рассматривать возможность строительства собственных площадок.

– Конкуренции со стороны крупнейших транснациональных компаний, у которых тоже большие планы в России, не боитесь?

– Нет. Мы приняли решение о выходе на российский рынок намного раньше, чем большинство транснациональных компаний, и это наше преимущество. В результате приобретения компаний «Нижфарм» и «Макиз-фарма» и их недавней интеграции в Stada CIS сегодня у нас не только сильные позиции в различных секторах фармрынка, мы также получили прекрасную возможность развития бизнеса в различных направлениях. Наши бренды – такие как «Хондроксид» – уже достаточно широко известны на рынке России с лучшей стороны, им доверяют. Поэтому на сегодняшний день можем не бояться такой конкуренции.

Помимо этого компании, приносящие на рынок патентованные препараты, создают основу для нашей дальнейшей деятельности как производителя, выпускающего дженерики, и поэтому мы можем только радоваться появлению на российском рынке новых препаратов. Такие компании готовят почву для нашей дальнейшей работы.

В конце концов выиграет тот, кто сможет сочетать доверие потребителя и низкую стоимость, потому что в будущем потребитель будет обращать больше внимания как на качество, так и на стоимость лекарств в стремлении к такому сочетанию, а его как раз позволяет добиться бизнес-модель Stada.

– А ваша компания не собирается больше внимания уделять инновационным лекарствам?

– Далеко не все продукты, которые сейчас называются инновационными и защищены патентом, являются такими по сути. Глобальные фармкомпании пытаются избежать конкуренции с производителями более дешевых дженериков, поэтому часто вносят в формулу препарата лишь незначительные изменения, после чего снова регистрируют его как инновационный и, соответственно, очень дорогой – мы их называем псевдоинновационными.

Stada не работает и не будет работать в этом направлении разработок новых активных субстанций, но прилагает большие усилия по разработке биоэквивалентных и даже оптимизированных усовершенствованных фармацевтических форм с применением активных субстанций, свободных от патентной защиты, чтобы и далее расширять уже достаточно широкий ассортимент продукции группы. В первом полугодии 2008 г. мы вывели на международные рынки примерно 200 новых продуктов. Таким образом, дженерики были и остаются нашим основным сегментом и их продажи составляют 70% оборота компании. А остальное – это главным образом продажи брендов, второго по объему сегмента компании Stada, где довольно большая часть принадлежит безрецептурным продуктам.

– Насколько немецкой компании легко работать в России? Фармпроизводители, в том числе транснациональные, жалуются на часто меняющееся регулирование. Система льготного лекарственного обеспечения за последние три года изменилась дважды, и в 2010 г. ее обещают снова поменять.

– Несмотря на существующие проблемы, государственное регулирование фармацевтического рынка в России, возможно, проще и более предсказуемо, чем, например, в Германии. Там разнообразные директивы из министерства здравоохранения или государственных организаций по медицинскому страхованию приходят едва ли не каждый день, и далеко не все они приятные для нас. Ради краткосрочных потребностей бюджета лимитируются цены, и не только на дорогие псевдоинновационные лекарства, но также и на недорогой дженериковый ассортимент – что, с нашей точки зрения, является экономическим нонсенсом, поскольку вместо того, чтобы подержать дешевые дженерики, они ослабляют дженериковую отрасль, помогающую им экономить в долгосрочной перспективе.

В этом отношении планировать в России намного проще, хотя и здесь мы должны быть готовы к неожиданным изменениям.