Ценности: Границы плюрализма


Чикагский университет объявил о программе сбора средств ($200 млн) на создание Института Милтона Фридмана. Группа профессоров обратилась к президенту университета с просьбой отказаться от этих планов: «Многие из наших коллег констатируют дурную славу чикагской экономической школы, особенно в развивающихся странах; страдает и репутация всего университета».

Великие университеты, к которым относится и Чикагский, не должны ни принимать, ни отвергать идеи только ради того, чтобы соответствовать чаяниям тех или иных общественных групп. Университеты исследуют идеи потому, что они интересны и важны, а не в силу политической целесообразности или идеологии. Таково основное отличие университетов от религиозных организаций и политических партий.

Последователи Фридмана бросились утверждать (кстати, не без оснований), что работы их гуру на самом деле укрепили, а не испортили репутацию университета. Однако я не буду вносить пожертвование на Институт Фридмана. Его упрощения и преувеличения в руках равного ему по гениальности и самобытности провоцируют и стимулируют. Но в руках менее талантливых последователей становятся скучны и утомительны. Но главное не в том, был Фридман прав или ошибался. Вопрос в том, является ли он достаточно выдающейся личностью, а его мысли – достаточно весомыми, чтобы быть увековеченными таким образом. Тут сомнений нет.

Было бы печально, если бы учение Фридмана было единственной основой курсов экономики в университетах. Но большинство профессоров – независимые люди, и потому такое развитие событий невозможно. Богатые люди склонны к консерватизму – вот почему сумма, на которую рассчитывает университет, амбициозна. Но те, кто достиг успеха, стремятся к «индульгенции», и это не позволяет иссякнуть финансированию исследований мировой бедности или изменения климата. Плюрализм идей и источников финансирования всегда был залогом развития науки.

А что можно сказать о профессорах Ланкаширского университета, чья схожая петиция привела к замораживанию единственного в Британии курса по гомеопатии, после прохождения которого присваивается ученая степень? Обиду студентов и персонала легко понять. Но есть грань между плюрализмом и поощрением лженауки. Плюрализм – признак интеллектуальной серьезности: это способность признать разумность доказательств, с которыми не согласен. Подобная интеллектуальная толерантность более редкий дар, чем хотелось бы. Интернет и поляризация СМИ позволяют с легкостью ограничить самому себе источники информации так, чтобы получать только доказательства своей правоты и слышать только те мнения, которые разделяешь.

Приветствовать конфликтующие взгляды не значит соглашаться со всем, что говорится. Есть разница между признанием того факта, что у имеющихся данных может быть больше одного толкования, и признанием точки зрения, которая не подкреплена никакими данными. Именно поэтому в крупном университете вполне может работать Институт Фридмана, а вот факультету гомеопатии не место даже в небольшом вузе.