Долги нечем возвращать

Америка погрязла в долгах, но это не радует сборщиков долгов. У людей действительно нет денег

Знакомые шутят, мол, сейчас бизнес у меня пойдет, – говорит Марк Ниб, президент коллекторского агентства Affiliated Group. – К сожалению, все складывается как раз наоборот. Наш бизнес процветает, только когда у потребителей есть деньги».

Сборщики долгов работают либо по договорам с банками, получая 20–25% от собранных у должников сумм, либо покупают у кредиторов портфели долгов, а затем пытаются выколотить их из заемщиков, получив максимальную прибыль. Если сборщик имеет дело не с типичными недобросовестными заемщиками, а с людьми, действительно оказавшимися на мели, его бизнес несет потери.

Квартальный убыток NCO Group (подразделение JPMorgan Chase) составил $14,8 млн: агентство не смогло получить с должников ожидаемую сумму по купленному ею пакету долговых обязательств. Прибыль коллекторского агентства Asta Funding за девять месяцев этого года упала на 79% по сравнению с тем же периодом 2007 г. Годом ранее Asta приобрела портфель долгов на $300 млн, но прогнозы их возврата пришлось пересмотреть в сторону уменьшения. Encore Capital Group объявила, что в III квартале прибыль упала на 30% до $3,8 млн; объем долгов, который, по ее оценке, невозможно собрать, вырос с $2,4 млн до $7,3 млн.

По оценке Pricewaterhouse-Coopers, в 2007 г. сборщики вернули около $40 млрд плохих долгов. Совокупный доход отрасли составил $17,5 млрд. «К коллекторам переходит все больше долгов, но по ним все труднее получить деньги», – говорит Джон Немо из отраслевой ассоциации ACA International, объединяющей 3500 из 4500 коллекторских агентств США. «Эта отрасль, наверное, быстрее всех остальных получает информацию об уровне ликвидности потребительского сектора, и в течение последнего года тренд здесь, без сомнения, нисходящий», – говорит консультант Пол Легрейди из Kaulkin Ginsberg.

«Раньше коммунальные службы продавали пакеты долгов, просроченных на год-два, по 3–4% от номинала, теперь речь идет о 2–3%», – говорит Ниб.