Гендель нанес визит Растрелли

Сезон в петербургском Смольном соборе открылся исполнением «Мессии» Генделя. Для российской концертной практики это случай особый

Ораторию, повествующую о рождении, смерти и воскресении Спасителя, особенно любят в Англии: Генделя там почитают за своего, да и текст поется по-английски. «Мессию» знают назубок все прилежные прихожане англиканских церквей, поют в охотку любительские хоры по всей Европе. У нас – не то: «Мессию» дают редко, по особым случаям. Таким, как открытие концертного сезона в Смольном соборе, например.

Камерный хор собора, соединившись с оркестром Эрмитажа, попытался в очередной раз побороться с акустикой храмового пространства Растрелли. И попутно изобразить владение барочным стилем.

Владимир Беглецов, художественный руководитель хора, конечно, музыкант вдумчивый и талантливый. Есть в нем некая серьезность подхода и благоговейное отношение к тихой музыке. Он умеет вслушиваться в тишину пауз, несуетен, не ищет внешних эффектов. Порой хор звучит под его руками проникновенно и благолепно, и тогда глаза сразу – на мокром месте. Однако замечено: a capella Камерный хор, вверенный его заботам, поет лиричней, тоньше и глубже, чем в сопровождении оркестра. Так вышло и на сей раз.

Звук оркестра шел глухо, как сквозь воду: блеклый, придавленный акустическими свойствами зала. Отчасти спасало положение гипертрофированно остренькое артикулирование: но негативный эффект слишком долгих ревербераций не стирался окончательно. Занудное parlando басов живости процессу музицирования не прибавляло. В оратории, полной ликования, надежды, торжества и страдания, не чувствовалось ни барочного драйва, ни пыла, ни напряжения страсти. А главное – не ощущалось воздуха, парения, полета, того, что составляет суть барочного звучания.

Понятно, что аутентичных инструментов, тем более – оркестров, обладающих барочным инструментарием, в Петербурге не густо. Между тем зияющая лакуна в барочном репертуаре с каждым годом заметнее. Кто только не пытался ее заткнуть. Последним был Сергей Стадлер, изобразивший с консерваторским оркестром «Юдифь торжествующую» Вивальди жирным, тяжелым, «романтическим» звуком. Но в наши дни ухо, приученное к сухим аутентичным тембрам, уже не воспринимает барокко, сыгранное романтическим оркестром, пусть даже с этим оркестром много лет работает Саулюс Сондецкис.

Те же несовпадения ожидаемого и слышимого преподнесли и солисты. Впрочем, с виртуозными партиями справились солистки хора. Хор очень мило спел быстрые фуги. Нет, «Мессия» прошел в пределах санитарных норм: чисто, аккуратно, в правильных темпах, но не более того.