Америкосы жуют кокосы

На экраны вышли «Чужие», которые рекламируются авторами как «самое актуальное кино года» и фильм, запрещенный в США Кондолизой Райс

Даже те, кто всерьез интересуется геополитикой, очевидно, не в курсе, что есть, оказывается, страна на Ближнем Востоке, в песках которой столкнулись лбами три силы: местные, наши и америкосы – иначе американцев в фильме не именуют.

Из-за чего они столкнулись, из фильма непонятно. Да и сил-то особых на экране нет. Вся страна состоит из деревни, пустыни и палаточного городка наших миротворцев. Местные, если не считать женщин и детей, представлены одним бородатым охранником-садистом. Про местных известно, что они всё назойливо минируют. Зачем – загадка. Никто ни с кем вроде бы не воюет. Непонятно и то, какого черта местные минируют, а наши миротворцы разминируют не дорогу, к примеру, а пустыню, где даже сайгаку делать нечего, а людям – тем более. Правда, однажды в пустыню непонятно зачем (и почему так далеко от деревни и мамы) заберется маленькая местная девочка. И тут же наступит на мину-ловушку. Этот эпизод позволит нам оценить самоотверженность и героизм простого русского лейтенанта, который спасет девочку ценой своей гибели.

Что до американцев, то это врачи. Пятеро. Они приехали произвести вакцинацию детей. Это они – те самые чужие. Имидж амери... – все-таки будем говорить «америкосов» – режиссер Юрий Грымов выстраивал, отталкиваясь от светлого образа наших.

Наши – православные, причем молятся и за америкосов, не ведающих, что творят. Истинные интернационалисты. Наши – героически-самоотверженные (см. выше). Наши – непротивленцы-всепрощенцы: плененный местными хирург терпеливо сносит сидение на цепи – и вообще Платон Каратаев. Почему, судя по фильму, местные боятся при этом именно наших, а не американцев, еще одна загадка.

Америкосы поначалу кажутся славными ребятами. Но впечатление обманчиво. Они омерзительны. Их бабы – отвратительные шлюхи. Их мужики вообще не мужики. Двое из троих – парочка уродливых... выразимся мягко – «геев», которые приводят в шок своими лобызаниями славного местного мальчугана, и не ведавшего о подобном разврате. А третий – бесплоден. Все они трусы: упомянутый третий не мешает охраннику-арабу насиловать свою жену, хотя араб в знак презрения оставил рядом с ним свой автомат. Вдобавок они жадные: говорят о благородстве своей миссии, но приехали только ради бабок. А еще подлые: не вызволяют из плена нашего хирурга, спасшего одного из них, а потом и губят его. А еще тупые, необразованные. А еще снобы-ксенофобы: считают местных дикарями, пытаются силой навязать арабским детишкам свои манеры (аплодируйте, если американка сыграла вам на аккордеоне!) и даже свои мерзкие праздники типа Хэллоуина. Фильм завершается цитатой из Буша-младшего, что Америка везде будет насаждать свой прогрессивный образ жизни. Жаль, фильм в оригинале именуется Strangers. Грымов, вероятно, не знал, что Alien, другой перевод слова «чужой», ставший названием знаменитого космического монстра, символом античеловечности, – это еще и средневековое имя Дьявола. Впрочем, америкосы все равно предстают в фильме силой безусловно дьявольской.

В середине 1990-х, когда на роль плохих парней Голливуд избрал русских (продажных политиков и мафиози), автор этих строк написал статью «Антисоветское кино», вызвавшую дискуссию даже в среде нашей эмиграции. Мне казалось, что наши общественные организации должны бы обратиться к MPAA – американской киноассоциации – с просьбой не дискредитировать образ страны в непростой для нее период.

Но плохие русские парни появлялись только в кино развлекательном. И это были отдельные парни – не нация в целом. Теперь же у нас вышел не развлекательный, а этакий серьезный фильм, в котором все американцы объявлены нацией подлецов. Если бы в Америке сняли и выпустили на экраны подобный фильм про русских, наши официальные лица уровня Кондолизы Райс точно выступили бы с протестом. Впрочем, госпожа Райс о провинциальных комплексах режиссера Грымова вряд ли узнает.