Риски снизились

Еconomist Intelligence Unit (EIU) оценил привлекательность развивающихся рынков для крупного бизнеса. За шесть лет риски почти везде снизились. В России риски высоки, главные – госрегулирование и правовая среда

При поддержке British Telecom (BT) EIU опросил в июне – августе 1300 топ-менеджеров компаний (минимальный оборот – $100 млн, у каждой четвертой – свыше $10 млрд) из 15 стран в разных регионах мира. Из них половина – компании из развивающихся стран, столько же – из развитых. В России опрошено 95 компаний.

Участвовавшие в опросе компании успешно или очень успешно увеличивают размер своего бизнеса на развивающихся рынках, утверждают 90% респондентов. Раньше главным мотивом выхода на эти рынки было сокращение затрат при переносе производства, отметил президент ВT по Восточной Европе, Ближнему Востоку и Африке Оливье Кампенон. Теперь 71% компаний привлекает на развивающиеся рынки растущий внутренний спрос, 52% – возможность экспансии в соседние государства, а сокращение затрат – лишь 28%.

В одной Индии активных покупателей 150–200 млн человек, говорит главный исполнительный директор DHL Logistics India Кристоф Ремунд. Это средний класс – люди, тратящие деньги на покупку машин и отдых.

Почти во всех наблюдаемых странах риски ведения бизнеса за 2002–2008 гг. снизились, говорится в исследовании (см. инфографику). Исключения – Таиланд, где к власти пришли военные, ОАЭ (до сих пор там риски были крайне низки). В целом в развивающихся странах сильнее всего работе компаний препятствуют нехватка квалифицированных кадров, дорожающее сырье и излишнее госрегулирование.

Во многих развивающихся странах на работу в крупные компании приходят недавние студенты без достаточного опыта работы в серьезном бизнесе, отмечает Кампенон. Нехватка персонала приводит к его высокой текучести, пятая часть компаний ежегодно меняет от четверти до половины штата. Так, с этой проблемой в России столкнулась Coca-Cola, говорится в исследовании. В России у компании 12 000 сотрудников, но текучесть кадров достаточно высокая из-за постоянного соревнования за лучших из них. Особенно высок спрос на англоговорящих управляющих, отмечает президент компании Coca-Cola в России, на Украине и в Белоруссии Клайд Тагл. Аналогичная проблема в Индии – даже в одной из самых населенных стран мира существует дефицит квалифицированных кадров, сетует управляющий Diamond Management & Technology Consultants Винод Нэйр. Система образования в Индии ориентирована на количество получивших высшее образование, а не на его качество. Даже сейчас, когда кризис углубился по сравнению с летними месяцами, в российском подразделении BT есть вакансии, отмечает вице-президент BT в России и СНГ Ричард ван Вагенинген.

Из 15 развивающихся стран лишь в Нигерии риски выше российского уровня. В последние годы на большинстве рынков риски снижались быстрее, чем в России: главные связаны с госрегулированием и правовой средой.

Большинство опрошенных оценивают перспективы своих компаний на развивающихся рынках в 2009–2010 гг. оптимистично. Хотя летом замедление мировой экономики было очевидным, 87% ждут роста доходов, подчеркивает Кампенон.

В условиях мирового кризиса темпы роста в странах BRIC и Ближнего Востока будут выше, чем в других странах, благодаря чему их экономики останутся привлекательными для крупного бизнеса, считает партнер Ernst & Young Александр Ивлев. Так, «Нестле» в октябре объявила о планах инвестировать 240 млн швейцарских франков в расширение кофейной фабрики «Нестле Кубань», напоминает он. «Русал» рассматривает развивающиеся страны и как рынки сбыта, и как новые возможности для развития производств, говорит представитель компании. У компании два катодных завода в Китае, глиноземный завод, строительная компания и горнодобывающий комбинат в Гвинее.

Однако развивающиеся рынки сильно зависимы от иностранного капитала – займов и инвестиций, напоминает аналитик ING Эрик Оллам. Увеличить объем инвестиций компании из развитых стран смогут не раньше второй половины 2009 г. А до конца 2008 г. вряд ли кто-то из инвесторов рискнет вкладывать деньги в новые проекты или увеличивать финансирование действующих, полагает он: «Кризис умерил у многих желание рисковать».