Школа 2020: Умные – значит богатые


К 2020 г. российская школа может стать лидером международного образования, а качественное образование – источником благополучия отличников

График движения

Основным стратегическим ориентиром для проекта новой школы является, с нашей точки зрения, 2020 год.

При этом график стратегии может выглядеть так:

2009–2010 гг. – внедрение основных механизмов комплексной модернизации во всех регионах страны (сейчас они реализованы в 31 регионе);

2009–2012 гг. – модернизация сети образовательных учреждений, введение федеральных государственных стандартов, содержащих основные требования к результатам и условиям образования (все школы должны соответствовать современным требованиям, давать высокое качество);

2009–2015 гг. – обеспечение выхода системы образования на уровень современного качества, обновление кадров через проведение обязательной аттестации работников образования (сегодня аттестация учителей – дело добровольное, из-за этого и повышение квалификации никому не нужно);

2009–2020 гг. – вхождение в открытую международную систему сравнительных оценок результатов образования и занятие лидирующих позиций к концу второго десятилетия.

При этом стратегия развития образования не может строиться как советская пятилетка – по принципу сложения результатов предыдущего и следующего года пятилетки. Эта стратегия основана на усилении результатов и параллельных процессах, подпитывающих друг друга.

Что такое модернизация образования

Изучение модернизации системы образования в 31 регионе страны показывает, что двух лет достаточно, чтобы в регионе произошла модернизация основных институтов образовательной политики:

1) введение нормативного подушевого финансирования, реализация принципа «деньги следуют за учеником»;

2) введение системы оплаты труда, основанной на оплате разных видов учительской деятельности, а не только уроков, на разделении фонда оплаты труда на базовую и стимулирующую составляющую и на активном участии школьного совета в оценке труда учителя и распределении стимулирующей части фонда оплаты труда;

3) система оценки качества образования должна быть основана на уровне компетентностного развития и объеме усвоенных знаний. При этом ЕГЭ остается наряду с другими формами аттестации системным элементом оценки образования;

4) сбалансированная сеть образовательных учреждений; тщательнейшее обследование школьных зданий и честная экспертиза качества образования в каждой школе; здания, в которых детям находиться опасно, и школы, которые не дают качественного образования, должны быть закрыты;

5) гражданские институты на школьном, муниципальном и региональном уровне должны стать равноправными институтами образовательной политики и управления школой;

6) управление, мониторинг и школьная отчетность должны стать цифровыми: получение любой формы отчетности, справки или проведение проверки происходит через электронные форматы вплоть до лицензирования и аккредитационных процедур.

Это краткое описание уровня системной модернизации, которого каждый регион может достигнуть к 2010 г.

Формульное финансирование, оплата труда, ориентированная на результат, сбалансированная сеть учреждений и кадровый корпус, влиятельные гражданские институты и цифровой характер управления, отчетности и мониторинга – это институциональный минимум, фундамент, на котором можно строить нашу новую школу. Без этого фундамента – бесполезно.

Параллельно (обязательно параллельно) необходимо введение новых стандартов на условия и результаты, включающие в себя и перечисленные механизмы (формульное финансирование должно стать стандартом, нормы оплаты труда должны стать стандартом, система аттестации учителей, стандарт на условия реализации образовательных программ и т. д.), а также требования к структуре образовательных программ – так, чтобы каждый ребенок в рамках основных программ (а не в рамках необязательного факультатива) имел реальную возможность развивать свои способности.

Ключевой элемент – образовательная программа школы.

Это означает, что до 2012 г. в регионах должны заработать такие образовательные программы в школах, чтобы и учебная работа, и творческие виды деятельности, и проектные, и спортивные, и исследовательские занятия проводились, а главное – имели материальную возможность, оборудование и помещения, кадровую обеспеченность, чтобы не только учебные способности развивались в ребенке, но и все остальные.

Сейчас почему-то считается, что химией ученик должен заниматься в обязательном порядке и обязательно в первой половине дня. А исследования, литературная студия, театральная студия, спортивная команда, самостоятельная работа в библиотеке – это как довесок и уж точно после обеда.

Создать такую образовательную программу, в которой каждый ребенок мог бы развивать свои индивидуальные способности наряду с усвоением общих результатов, – это и есть задача, которая решается с помощью стандартов.

Аттестация учителей: уход от добровольности, компетентностные требования

Другая задача – создание системы аттестации работников образования и переход от добровольной к обязательной аттестации. Добровольность аттестации школьных работников была связана с тем, что реально никакого материального стимула в 90-х гг. карьерный рост учителей не давал. Разница в разрядах единой тарифной сетки была минимальной – 50 или 100 руб. Чтобы хоть как-то помочь учителю, ему присваивали высшую категорию. Поэтому у нас сегодня большая часть учителей с высшей категорией.

Переход на новую систему оплаты труда, отказ от уравниловки ставят новые задачи перед аттестацией педагогов. Прежде всего – отказ от добровольности. В школу приходит новое оборудование, преподавание учебных предметов требует инновационных технологий – объем материала растет, а время на усвоение этого материала надо ужимать, а не увеличивать. Как только вы где-то услышите жалобу предметника: «Мне нужно больше часов, у меня увеличился объем материала» – это значит, что никакие новые технологии этот предметник не применяет и даже не слышал о них. Сегодня всерьез воспринимать такой «плач Ярославны» уже нельзя. Такую роскошь мы себе уже не можем позволить, поскольку кроме уроков ребенку необходимы и другие виды деятельности.

Аттестация может быть в двух вариантах: «+» или «-», т. е. результатом аттестации может быть право учителя быть учителем в школе. Или с присвоением категории – высшей, средней, низшей.

Эту норму необходимо закрепить в федеральном стандарте и в течение пяти лет провести соответствующую процедуру.

Если до 2015 г. через введение эффективных механизмов расходования средств, оплаты труда, ориентированной на современные результаты, приведение сети учреждений в сбалансированное безопасное состояние, кадровую модернизацию и оцифровку управления и отчетности мы выведем систему российского образования из сегодняшнего застойного состояния на уровень современных стандартов функционирования, управления и динамичного развития, можно наращивать качество и вступать в открытую конкуренцию на международной арене.

Деньги в обмен на эффективность

А почему регионы будут заинтересованы в модернизации образования?

Это вопрос является одним из ключевых. В рамках проекта модернизации регионы боролись за честь быть пионерами и за федеральные деньги.

За редким исключением в большинстве регионов на каждый федеральный рубль регионы выделяли 6,5, а в Краснодарском крае – 10 руб. регионального бюджета. По точному определению министра Андрея Фурсенко, комплексный проект стал катализатором региональной модернизации, так как был использован принцип «деньги в обмен на обязательства». Федеральные деньги раздавались не лучшим, а тем, кто амбициозно взял на себя эффективные обязательства. И есть регионы, например Северная Осетия – Алания, которые сделали мощнейший рывок за два года, например, средняя зарплата в этом регионе выросла с 3800 руб. в месяц до 11 800 руб. Это средняя, а есть учителя-лидеры в Кировском и Алангирском районе республики, которые получают и 18 000, и 22 000 руб. в месяц.

А если правительство захочет, чтобы все остальные регионы перешли на новые механизмы функционирования образования, чем оно может их стимулировать?

С нашей точки зрения, можно перейти на другое правило – «деньги в обмен на эффективность». Даже в условиях кризиса средства на модернизацию образования будут выделяться, это подтверждено бюджетом 2009 г. Да и трансферты на выравнивание бюджетной обеспеченности тоже не будут отменены. Но при этом регионы традиционно выпрашивают деньги «на бедность». И понятно, что в тех регионах, в которых эффективные механизмы расходования средств не введены, расходы будут расти, а качество и условия, в которых находятся дети, будут ухудшаться.

Логично было бы ввести правило, согласно которому регионам, которые ввели или вводят эффективные механизмы расходования средств на образование, увеличиваются ассигнования. А тем регионам, руководители которых выжидают и не торопятся с введением новой системы оплаты труда или нормативного подушевого финансирования, не выделять дополнительных средств.

Сегодня школа получила мощный импульс развития, у нас есть реальная возможность усилить этот импульс, сделать российскую школу лидером международного образования и основой инновационной экономики страны, а также ресурсом благосостояния тех, кто будет хорошо учиться.

Если мы такие умные, то вполне вправе быть и богатыми.