Жерар Кляйстерли: «Дефибриллятор мне не потребуется», - Жерар Кляйстерли, президент и гендиректор Royal Philips Electronics

К 2010 г. за счет новых изобретений Philips вырвется в лидеры мировой индустрии по обеспечению здоровой и качественной жизни людей, обещает президент компании Жерар Кляйстерли
Д. Гришкин

1974

пришел на работу в управление производством Philips Healthcare

1981

генеральный менеджер Philips Professional Audio Group

1986

отраслевой директор Philips Components

1997

руководил Philips Group в Китае

2001

президент, гендиректор, председатель совета директоров Philips

2 млн

евро стоит принадлежащий Жерару Кляйстерли пакет акций (151 916) Philips

Royal Philips Electronics

международная корпорация. выручка – 26,8 млрд евро, чистая прибыль – 4,2 млрд евро (2007 г.). Более 90% акций компании – в свободном обращении. Крупнейшие институциональные инвесторы: APG Investments (2,55%), Dodge & Cox (2,37%), Templeton Global Advisors (1,54%). КАПИТАЛИЗАЦИЯ – 13,8 млрд евро. У Philips три направления деятельности: «потребительская электроника», «освещение» (выпуск ламп, систем освещения и проч.), «здравоохранение» (выпуск систем клинического оборудования, ультразвукового оборудования, аппаратов визуальной диагностики и др.).

Компания Philips работает в России уже 110 лет. Брат основателя компании Жерара Филипса Антон в 1898 г. заключил контракт на поставку 50 000 угольных ламп-свечей, которые вставлялись в хрустальные канделябры Зимнего дворца. В 1914 г. компания открыла свое представительство в Санкт-Петербурге. «Революция 1917 г. на некоторое время приостановила сотрудничество российских заказчиков с Philips, оно возобновилось только в 90-е гг.», – рассказывает Жерар Кляйстерли. По его словам, сейчас светотехникой Philips освещены колокольня Ивана Великого в Кремле, Эйфелева башня, Биг-Бен, оперный театр в Сиднее, великие пирамиды в Египте.

– Ваша компания – одна из старейших в Европе. С чего начался бизнес Royal Philips Electronics?

– История бизнеса семьи Филипс началась несколько веков назад. В 1790 г. Филипсы обосновались во фламандском городе Зальтбуммеле. Семья нажила гигантское состояние на торговле табаком и табачными изделиями. История же самой корпорации Philips & CO началась в 1891 г. Тогда инженер Жерар Филипс арендовал небольшую фабрику в городе Эйндховене и занялся выпуском электрических лампочек накаливания. Штат фирмы тогда состоял всего из 10 человек. В то время спрос на подобные товары стремительно рос, и вскоре продукция Philips & CO продавалась уже по всей Европе. В 1895 г. в дело вошел его брат Антон Филипс. Он занялся иностранными заказами. Благодаря его усилиям компания приобрела [мировую] известность.

– Сейчас в руководстве компании есть потомки Жерара Филипса?

– Начиная с 60-х гг. прошлого века в компании не осталось позиций, которые бы занимали родственники и наследники Жерара Филипса. Сегодня компанией руководит совет директоров из девяти человек. Думаю, что это нормальная современная модель управления, которую можно наблюдать во многих компаниях, выросших из частных фирм. Максимум на втором-третьем поколении таланты в семьях, которые передают бизнес от отца к сыну, иссякают. Когда компания выходит на биржу, у владельцев появляется больше ожиданий, большая ответственность.

– Согласно вашей отчетности, в 2006 г. показатели компании сильно упали. Выручка сократилась более чем вдвое, операции стали убыточными. Почему?

– По нашим основным направлениям бизнеса, таким как «Медицинские решения», «Световые решения» и «Потребительские товары», операционная прибыль за упомянутый год выросла. В то время Philips находилась в процессе реформирования – мы продавали различные виды бизнеса, включая бизнес полупроводников, и это тоже оказало свое влияние на итоговые цифры. В 2006 г. уровень продаж составил около 27 млрд евро, что по сравнению с годом ранее больше на 2%. Операционная прибыль – показатель EBIT, который для нас является более предпочтительным индикатором, чем EBITA, – снизилась примерно до 1,2 млрд евро. Это произошло из-за снижения дохода от других видов деятельности, не связанных с основным бизнесом. Например, 265 млн евро было зарезервировано под юридические обязательства по «асбестовым» искам и затратам на пенсионные выплаты.

– Какое из направлений Philips наиболее прибыльно?

– Не существует одного приоритета, все направления одинаково важны для корпорации. По прибыльности лидируют «Медицинские решения», по объему продаж – «Потребительские товары». Что касается «Световых решений», то 80% данного бизнеса сосредоточено в профессиональной области. Ведь когда Антон Филипс приехал в Санкт-Петербург, он заключил договор на освещение Зимнего дворца, теперь это Эрмитаж. Второй по размеру бизнес – медицинские системы, потому что рентгеновская трубка по своей сути является лампой. И теперь, вот уже после 117 лет существования компании, «Световые решения» и «Медицинские решения» снова стали нашим ключевым бизнесом.

– А бытовая техника?

– В бытовой электронике и технике мы используем наши наработки из медицины и светотехники. Госпиталь уже не является эксклюзивным местом для продажи медицинских товаров. Есть дом, где зачастую долечиваются хронические заболевания. Именно поэтому становится важным оборудовать дом. И мы развиваем медицинские продукты, которые можно использовать дома. Например, продукты, которые работают на лечение проблем сна. В 2008 г. мы приобрели компанию Resperonics, которая специализируется на разработке решений в лечении проблем сна, что, в свою очередь, прямым образом влияет на развитие сердечно-сосудистых заболеваний. Ее специалисты разработали уникальную технологию Blue Light («Синий свет»). Так появился прибор goLite Blue – портативная лампа для световой терапии, которая естественным путем управляет гормонами человека и его биоритмами для нормализации биологических часов, избавления от усталости и проблем сна. Этой осенью мы уже запустили продукт в продажу в США, вскоре выйдем и на мировой рынок. Есть еще ряд профессиональных товаров, которые переместились в ритейл. Например, зубные щетки, машинки для стрижки волос, домашние солярии и студии релаксации. Есть продукты, созданные в концепции здорового образа жизни. Например, наши телевизоры Ambilight. Они помогут вам расслабиться и не напрягать зрение. Или, например, светильник LivingColors, он меняет спектры света, вы можете настроить любой комфортный для вас.

– В чем ваше конкурентное преимущество?

– Самое сильное наше преимущество – это возможность комбинации бизнесов. Взять хотя бы здравоохранение, когда разговор идет о докторе и пациенте. Какое будет ваше впечатление, очутись вы в комнате, предназначенной для сканирования головного мозга? В таких местах люди практически всегда испытывают дискомфорт. Но наши технологии позволяют пациенту расслабиться, а доктору – сконцентрировать внимание на пациенте. Я имею в виду систему Ambient Experience. Это симбиоз инновационных медицинских технологий и технологий потребительских, а именно сочетание медицинского томографа и звука, света, видеоизображений. Она позволяет пациентам отвлечься от предстоящей неприятной процедуры сканирования мозга и не беспокоиться. Человек выбирает приятную для себя визуальную картинку, которая проецируется на стены комнаты сканирования и дополняется звуковым сопровождением и мягким освещением, которое пациент также выбирает на свое усмотрение. Таким образом Ambient Experience перемещает пациента из больничной обстановки в увлекательный анимационный мир, что делает его пребывание в отделении более приятным. А возможность выбора визуальных и аудиоэффектов дает пациенту ощущение контроля над ситуацией, позволяет снять психологическую настороженность и чувство страха. Система Ambient Experience предоставляет также ряд дополнительных удобств и преимуществ медицинскому персоналу.

– Как мировой кризис отразился на показателях Philips?

– Я не совсем удовлетворен коммерческими результатами 2008 г. Недавно Philips отчиталась о результатах деятельности в III квартале 2008 финансового года. Доход за отчетный период составил около 6,3 млрд евро – это на 2% ниже аналогичного показателя прошлого года. Мы связываем это с экономическим кризисом. В последнее время отмечается снижение объемов поставок медицинского оборудования. В Европе падает спрос на потребительскую электронику, в том числе на телевизоры. Но есть и позитивные стороны – у нас рост в 6% в подразделении световых решений. Это не включая эффекта от новых приобретений, например покупки крупной американской компании GenLyte и проч. Если включить эти расходы, то рост в подразделении будет на 18%. Аналогичная картина и в медицинских решениях – мы выросли на 5%, не включая покупку Respironics. Если включить эту часть, то рост составит 16–18%.

– Какое еще влияние оказывает на компанию кризис?

– Мы имеем вековой опыт работы на мировых рынках и четко просчитываем риски подобных ситуаций. Именно поэтому у нас очень удачно сбалансирована направленность бизнеса: с одной стороны, наш бизнес бытовой техники и электроники ориентирован на реальный сектор, а наш бизнес в «Световых решениях» и «Медицинских решениях» все-таки ориентирован на государственный сектор. Так что сегодня Philips чувствует себя достаточно комфортно. Более того, мы стараемся эффективно управлять затратами. К тому же у нас хорошее положение с точки зрения собственных cash-ресурсов.

– Какая часть оборота компании приходится на Россию?

– Данные показатели мы не раскрываем. Сегодня по объему продаж Россия занимает 10-е место в мировом внутрикорпоративном рейтинге (после крупнейших европейских стран и Америки). Так что этот рынок очень важен для нас, и мы надеемся, что к 2010 г. Philips Russia прочно закрепится в первой пятерке.

– Как глобальный кризис повлиял на ваши планы по развитию в России? Ожидаете ли вы сокращения продаж ваших товаров?

– Я думаю, мы будем только усиливать нашу деятельность в России. Объемы продаж товаров в России в ближайшие два года мы удвоим, главным образом за счет мощного развития наших направлений «Медицинские решения» и «Световые решения». Последние годы мы активно инвестируем в рынки стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). В ближайшие два года планируем вложить 2,2 млрд руб. в оптимизацию и наращивание маркетинговых операций в России. Логика понятна: по прогнозам Международного валютного фонда, в 2009 г. развитые страны практически не будут демонстрировать роста [потребления], а у развивающихся стран рост составит 6%. В России сегодня нет активов, которые могли бы быть интересны нашей компании в качестве приобретения. Но все существующие возможности мы отслеживаем.

– Каким образом техника Philips попадала в Россию до введения прямых контрактов? Как обстоит дело сейчас? А когда начались прямые контракты?

– Нужно понимать, что мы имеем в виду под «прямым контрактом». Если это контракт между производителем (Philips) и покупателем в России (ООО «Филипс»), то до введения такой модели бизнеса нашим покупателем в России являлись крупные торговые сети и оптовые клиенты, которым мы поставляли товар на условиях либо доставки до таможенного терминала в России (DDU), либо отгрузки с завода/склада в Европе/ЮВА (EXW). По сути, это тоже были прямые контракты. Мы полностью перешли на эту модель летом прошлого года.

До этого времени нашими покупателями были компании, представляющие российских клиентов на рынке Европы (де-юре – посредники, де-факто – представленные теми же российскими клиентами). Поставка осуществлялась, как правило, в страны Балтии или Финляндию, где грузы обрабатывались, консолидировались в отдельные сборные контейнеры, а затем шли на таможенный терминал в Россию. Процедура занимала много времени, была дорогостоящей, контроль за поставкой был недостаточным, да и часто наблюдались сложности на таможне. Все это заставило нас перейти на систему прямых контрактов: вначале с клиентами, а затем и с российским представительством «Филипс», что решило все вышеуказанные проблемы и позволило нам и нашим партнерам (клиентам) более качественно предоставлять сервис конечному потребителю.

– Какими изобретениями Philips вы особенно гордитесь?

– Мне очень нравятся светодиодные светильники LivingColors – это новый продукт для домашнего освещения. Лампа светильника Living Colors способна передавать до 16 млн цветов. Этот продукт прост в использовании и дает потребителю возможность выразить себя и свои эмоции в цвете, меняя обстановку в своем доме каждый день! Этот продукт как раз объединяет консьюмерское начало с очень продвинутой технологией светодиодов. Еще мне нравятся наши системы очистки воды. Здесь использовались самые продвинутые технологии с использованием ультрафиолета. Изначально Philips разработала очиститель для Индии, в этой стране существует огромная проблема доступа к чистой воде. Прибор получился портативный, дешевый и простой в использовании. Он стал таким популярным, что Philips решила дальше развивать это направление. Например, продукт до сих пор пользуется огромным спросом в Бразилии.

– Каким был ваш опыт общения с представителями российских властей? Как изменилась власть после президентских выборов?

– Специфика нашего бизнеса не требует тесного взаимодействия с представителями правительства. Но очевиден прогресс в общении правительства с бизнесом. Я не думаю, что выборы много изменили в России с точки зрения инвестиций и бизнеса.

– Вы сами пользуетесь продуктами Philips?

– Конечно. Мое утро начинается с кофе, сваренного в кофеварке Philips, после я бреюсь бритвой Philips, потом чищу зубы зубной щеткой Philips, утренние новости я смотрю на моем телевизоре Philips. Дальше я еду на работу в машине, в фарах которой установлены лампы Philips, и я надеюсь, что теперь, в ситуации финансового кризиса, мне не придется использовать дефибриллятор Philips, чтобы восстановить здоровье.