Доверие дорого стоит

Центризбирком заказал видеорекламу. «Укрепление положительного имиджа избирательных комиссий» обойдется в 5 млн руб.

Российский центр обучения избирательным технологиям при Центризбиркоме (РЦОИТ) объявил конкурс на право заключения контракта на подготовку цикла теле- и радиопередач, направленных на повышение доверия к российской избирательной системе.

Цель проекта – повышение правовой и электоральной культуры граждан, формирование положительного имиджа избирательных комиссий, а также «стимулирование избирателей на выполнение положений конституции <...> касающихся их избирательных прав», говорится в конкурсной документации. На эти цели РЦОИТ рассчитывает потратить 5,2 млн руб. Итоги конкурса подведут на следующей неделе.

В видеосюжетах (их будет не менее семи) должны участвовать популярные политики, общественные деятели и организаторы выборов. Специальные выпуски программ должны иметь информационно-разъяснительный характер и быть направлены на повышение активности участия граждан в избирательном процессе, настаивает РЦОИТ.

Руководитель РЦОИТ Александр Иванченко этот проект комментировать не хотел и даже объяснил свое нежелание: еще не подведены итоги конкурса. Он отказался говорить, на каких телеканалах и за счет чьих средств планируется показывать снятые сюжеты, но все-таки сообщил, что их изготовление будет вестись уже за счет бюджета 2009 г.

На информационно-разъяснительную деятельность в ходе федеральных кампаний 2007–2008 гг. ЦИК потратил 200 млн руб. В эфире напоминали про дату выборов, разъясняли процедуру голосования и убеждали прийти проголосовать. О пользе выборов рассказывали звезды и спортсмены. Был снят документальный фильм. После федеральных кампаний ВЦИОМ зафиксировал рост доверия россиян к институту выборов: в январе 2008 г. число верящих в честные парламентские выборы выросло до 52% по сравнению с 39% в декабре 2007 г.

Член ЦИК Игорь Борисов говорит, что сейчас проводятся исследования, которые позволят оценить эффективность проделанной избиркомами разъяснительной работы. Точно сказать, какой процент явки следует отнести на счет информационной работы избиркомов, пока нельзя. «В любом случае мы считаем своим долгом донести до каждого: выборы – это не шоу, это серьезный процесс участия населения в управлении государством», – объясняет Борисов.

ЦИК занимается не тем, чем нужно, уверен член комиссии с совещательным голосом от КПРФ Андрей Клычков. Повышать доверие к выборам нужно, прежде всего добиваясь чистоты результатов выборов. ЦИК тратит миллионы на рекламу, но во время октябрьских региональных выборов самоустранился от рассмотрения жалоб на нижестоящие комиссии, возмущается коммунист – и приводит пример: на выборах в Кузбассе представители ЦИК прямо заявили, что в соответствии с законом он не является комиссией, организующей выборы, поэтому ограничится консультациями.