Слияние под вопросом

Cделка, в результате которой «Связной» должен был поглотить «Цифроград» и затем продать 30% своих акций группе инвесторов с участием «ВТБ-капитала», приостановлена

Источник, близкий к акционерам «Цифрограда», объясняет: владельцы ритейлера получили альтернативные предложения от МТС и «Мегафона». МТС и еще несколько компаний попытались перебить предложение «Связного» и ВТБ, подтверждает другой участник переговоров между ВТБ, «Связным» и «Цифроградом».

Группа компаний «Связной»

сеть салонов связи. Объединяет 1769 салонов (2-е место по продажам телефонов в России). Акционеры: Patagon Finance (99,9%), гражданин России (0,1%). Финансовые показатели (управленческая отчетность, 2007 г.): выручка без учета платежей операторам и НДС – $1,5 млрд; EBITDA – $70 млн.

ЗАО «Цифроград»

сеть магазинов цифровой техники. Более 1400 салонов (60% из них работают по франшизе). Акционеры: «Русские фонды» и пул частных инвесторов, включая президента Дмитрия Деревенского. Оборот (2007 г.) – $774 млн.

Об этом «Ведомостям» рассказали два менеджера, близких к участникам переговоров, и менеджер компании – организатора возможной сделки. О планах объединения «Связного» и «Цифрограда» стало известно в октябре, вскоре после того, как предприниматель Александр Мамут договорился о покупке 100% крупнейшего российского сотового ритейлера «Евросеть» (в конце октября он завершил сделку, а затем продал 49,9% «Вымпелкому» за $226 млн). Первоначально предполагалось, что «Связной» выкупит 100% «Цифрограда», после чего 30% акций объединенной компании приобретет пул инвесторов, включающий бывших акционеров «Цифрограда» и банк «ВТБ капитал». Но сейчас, по словам собеседников «Ведомостей», в переговорах наступила пауза.

В сентябре 25% «Цифрограда» были проданы пулу финансовых инвесторов (включая инвестбанкира Дмитрия Ивантера) за сумму «не более $16,7 млн». Таким образом, всю сеть покупатели оценили максимум в $66,8 млн. Справедливую стоимость «Связного» управляющий партнер AC&M-Consulting Михаил Алексеев оценивает в 5–6 показателей EBITDA за последние 12 месяцев – $350–480 млн. Но заплатить такую цену вряд ли кто-либо согласится при сегодняшней стоимости заемного капитала, предупреждает он.

Президент и основной владелец «Связного» Максим Ноготков, представитель «ВТБ капитала» и президент «Цифрограда» Дмитрий Деревенский воздержались от официальных комментариев. Так же поступила директор департамента по связям с общественностью МТС Елена Кохановская. А ее коллега из «Мегафона» Марина Белашева говорит лишь, что оператор интересуется сотовым ритейлом, но пока не принимал решений о покупках.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) еще не получала заявок на покупку акций ни «Цифрограда», ни «Связного», говорит ее представитель.

Президент МТС Михаил Шамолин в конце октября говорил «Ведомостям»: этот оператор намерен развивать монобрендовую розничную сеть, с этой целью он может как заключать с ритейлерами соглашения по типу франчайзинга, так и покупать некоторых из них. «Мы смотрим на всех [ритейлеров], насколько их стратегии укладываются в нашу, каково их экономическое состояние, насколько удачно расположены магазины. Но пока решений о покупках нет», – говорил Шамолин в октябре.

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает маловероятным, чтобы МТС и «Мегафон» всерьез интересовались покупкой «Цифрограда» или «Связного»: им придется потратиться как минимум на реструктуризацию долгов. Операторам выгоднее заключать с ритейлерами соглашения, обеспечивающие им гарантированную долю в продажах контрактов, согласен Алексеев. Как раз такое соглашение со «Связным» МТС заключила около месяца назад, утверждает близкий к МТС источник (Ноготков это не комментирует). В подобных случаях оператор платит ритейлеру премию из расчета $2000–5000 на салон в месяц, оценивает Алексеев. Исходя из этой оценки годовое соглашение со «Связным» может обойтись МТС в $42,5–106 млн. Подобные соглашения обходятся операторам в $10–70 млн в год в зависимости от размера ритейлера, оценивает бывший топ-менеджер крупной сети салонов.