Не лги арабу

Если отрастивший бородку Леонардо Ди Каприо наденет кепку и соберет улыбкой морщинки в уголках глаз, выйдет в точности Ленин. Но в «Совокупности лжи» (Body of Lies) Лео надевает темные очки и делает вид, что он лучший на Ближнем Востоке агент ЦРУ
Outnow.ch

Кто бы сомневался: когда человек так шифруется, шмыгает по улицам Багдада и проворно говорит по-арабски, хочется вспомнить какой-нибудь анекдот про Штирлица. Хотя сэру Ридли Скотту явно не до шуток: он делает серьезное реалистическое кино про то, что Запад есть Запад, Восток есть Восток и им никогда не сойтись.

Сколько бы агент Феррис, герой Ди Каприо, ни пытался доказать обратное. Его нелепость и умение вечно попадать впросак вовсе не сценарные просчеты в запутанной истории, а умышленный режиссерский ход: в сложных отношениях двух неcводимых сторон Ридли Скотту нужен посредник-идеалист, и Леонардо Ди Каприо отлично сыграл эту роль.

Запад – это растолстевший вашингтонский шеф Ферриса Хоффман (Рассел Кроу) с суперсовременной шпионской техникой и неподражаемым плюшевым цинизмом. Феррис звонит ему в любое время дня и ночи, а в любое время дня и ночи домовитый уютный Хоффман возится с детишками. Дорогая, возьми зайчика, Феррис, мы не можем вывезти твоего информатора, не важно, что ты ему наобещал, его бы убили в любом случае. У Хоффмана две проблемы: во-первых, он уверен, что держит все под контролем, во-вторых, не собирается учитывать чужую психологию, даже если речь идет о союзниках. А в-третьих, это все равно проблемы Ферриса.

Восток – это поджарый шеф иорданской контрразведки Хани (Марк Стронг), невозмутимо хищный, неизменно элегантный сибарит и любитель пыток, ставящий Феррису одно условие сотрудничества: не лги мне. Террористы же не столько Восток, сколько просто враги и находятся вне принципиального спора, который сводится к присказке о том, можно ли ломиться со своим уставом в чужой монастырь.

Хоффман считает, что можно и нужно, Феррис изо всех сил учит устав чужой, все время прокалывается, становится жертвой самонадеянности шефа, но только укрепляется в своей правоте, и Ридли Скотт полностью на его стороне.

Этот простой и внятный конфликт обставлен массой сюжетных уловок и петель, поддержан всей спецэффектной мощью, на которую способен постановщик «Чужого» и «Бегущего по лезвию бритвы», но все же держится главным образом на трех актерах: Кроу, Стронге и Ди Каприо, представляющих три классических типажа.

Мягкий, наевший для роли 14 кг Кроу, натурально, дает Мюллера из «Семнадцати мгновений весны» и даже улыбается почти как Леонид Броневой. Его сухощавый соперник из иорданской разведки явно наследник Кальтенбруннера из того же сериала. Наконец, Ди Каприо не то чтобы держат за Штирлица, но в финале Хоффман говорит-таки что-то вроде: «А вас, Феррис, я попрошу остаться».