Обратный эффект

Большинство компаний мира озабочено снижением издержек. Но часто оно приводит к противоположному результату, выяснила Ernst & Young (E&Y)

Своим ответом на мировой кризис 87% из 330 компаний, опрошенных E&Y в июле 2008 г. (большинство – из Европы, США и Азии), назвали снижение издержек. Реагировать на кризис позитивно – улучшать портфель товаров и услуг, инвестировать в развитие конкурентной позиции, повышать отдачу на капитал – позволяет себе лишь 64–67% компаний.

Но извлечь выгоду из сокращения затрат удается немногим. Из 115 крупных публичных компаний, начавших снижать издержки в 2001–2006 гг., у 37% через год отношение выручки к затратам не улучшилось, а ухудшилось. Через два года неудачников было уже 59%, а через три – 70%, подсчитала E&Y. Программы урезания затрат редко учитывают, какие расходы более, а какие менее эффективны с точки зрения доходов. А при поспешном урезании трат велик соблазн получить быстрый результат в ущерб стратегическим целям компании, замечает Вадим Михайлов из E&Y.

Первыми страдают инвестпрограммы, подчеркивает Игорь Николаев из ФБК: их проще сократить, но такой подход усугубит кризис. Металлурги активно снижают издержки – сокращают штат, централизуют закупки, режут расходы на командировки, пытаются сбить цены на сырье на 2009 г. Им удобно: 65% затрат гибкие, ведь цена руды, угля, лома меняется со стоимостью стали, отмечает Александр Букаев из ВТБ. Заводы Evraz Group и НЛМК переведены на четырехдневную рабочую неделю.

Впрочем, кризис вредит не всем: в Китае снижение цен на глинозем и электричество сделало рентабельным производство алюминия, говорит Владимир Жуков из Lehman Вrothers.