Давай работай

В новом фильме «Это свободный мир...» (It’s a Free World) главный современный киносоциалист Кен Лоуч как следует прикладывает рабочий класс

С остросоциальным кино есть одна проблема: его вообще-то мало кто любит. Людей, готовых два часа кряду волноваться за судьбы гастарбайтеров, – посмотрим правде в глаза – ничтожно мало. Но Лоуч наверняка способен превратить в захватывающий сюжет даже трудовое законодательство.

«Это свободный мир...» – история о том, как Энджи, симпатичная блондинка из простых, открывает свое дело. Коллизия «выскочка в поисках мечты» вполне в голливудской традиции, но если хваткие герои «Деловой девушки» и «Уолл-стрит» пытались покорить Манхэттен, а Джулия Робертс в «Мистической пицце» трудилась в траттории, то британка Энджи выбрала биржу труда для эмигрантов.

На первый взгляд бизнес-модель кажется идеальной: с рабочими без документов никто особенно не хочет связываться, у Энджи мгновенно появляется обширная клиентура, и за процент девушка всех трудоустраивает. Подружка-бухгалтер подсчитывает доходы, сама блондинка разъезжает по лондонским окраинам на чоппере и в числе гастарбайтеров даже находит недурного молодого человека. А дальше включается марксовская идея про бытие и сознание, и из светловолосой любимицы пролетариата Энджи превращается в эксплуатирующую чужой труд аферистку.

Лоучу, который всегда так или иначе сочувствовал рабочему человеку, приходится признать, что этому самому человеку нельзя давать в руки ни денег, ни минимальной власти. Иначе заключенный превращается в надсмотрщика. А самый забитый нелегал, если ему долго не платить, обязательно поднимет с земли увесистый булыжник.

К теме легальной и не очень легальной рабочей силы из-за рубежа Лоуч уже обращался: хотя бы в фильме 2000 г. «Хлеб и розы», в котором герой Эдриана Броуди пытался помочь лос-анджелесским эмигрантам. С тех пор взгляды Лоуча заметно поменялись: он больше не идеализирует ни простых тружеников, ни энергичных блондинок-кокни. Более того, голодная блондинка среди всей фауны индустриальных джунглей вообще оказывается самым хищным зверем. Лоуч вместе с актрисой Кирстен Уэринг недвусмысленно указали на «слона в комнате»: женщина часто совсем не против побыть сексуальным объектом, особенно если это надо для дела. Энджи, которая в начале фильма подвергалась эпизодическому домогательству на работе, быстро соображает, что агитировать гастарбайтеров лучше всего в облегающих кожаных брючках.

Дебютантка Уэринг – отличная актриса. Речь Элизы Дулитл в лучшие годы, вид провинциального инструктора по фитнесу – королева нелегалов Энджи получилась у Кирстен Уэринг настолько достоверной, что даже неловко, будто смотришь в замочную скважину. К тому же ей странным образом сопереживаешь. И это, пожалуй, ко всему фильму относится. «Это свободный мир...» можно смотреть, не особенно интересуясь эмиграционной политикой Великобритании и профсоюзным движением. При желании этот фильм даже можно увидеть как очень грустный анекдот про блондинку.